Танкоград отмечает 75-летний юбилей легендарной «тридцатьчетверки»

Общество
22 августа 2017 года, 11:30

Ровно 75 лет назад, 22 августа 1942 года, с конвейера Челябинского тракторного (тогда Кировского) завода сошел первый танк Т-34 – производство, освоенное за 38 дней, остается беспрецедентным трудовым подвигом Танкограда, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу ЧТЗ.

Летом 1942 года, когда немецкие войска рвались к Волге и Кавказу, Челябинский Кировский завод получил срочное и особо важное государственное задание: продолжая выпуск тяжелых танков КВ, организовать массовое производство средних «тридцатьчетверок». На том же оборудовании, в тех же цехах предстояло делать две совершенно разные боевые машины. 

Нарком танковой промышленности Исаак Зальцман и секретарь обкома партии Николай Патоличев выступили перед заводчанами 15 июля 1942 года. И коллектив танкоградцев за 38 дней справился с тем, что считалось практически невозможным.

«Потребовалось разработать технологию изготовления более 2 тыс. наименований деталей, сделать свыше 500 штампов и более 5 тыс. различных приспособлений. В считанные дни тогда установили 1200 единиц вновь прибывшего оборудования, около 700 станков переместили из цеха в цех. Конструкторы, технологи ежедневно трудились по 12 и более часов, многие неделями не покидали завод. И 22 августа награжденный двумя орденами механик-водитель Константин Ковш вывел из ворот механосборочного корпуса первый челябинский Т-34», – рассказали на предприятии.

До конца августа было собрано еще 30 танков. А в сентябре на фронт ушли уже 220 «тридцатьчетверок» челябинской сборки. В 1943 году ЧТЗ (ЧКЗ) стал вторым после УВЗ по объемам выпуска Т-34. Когда в марте 1944 года ситуация на фронте кардинально изменилась, завод полностью перешел на выпуск тяжелых танков прорыва – ИС-2, ставших крайне необходимыми для борьбы с новой бронетехникой противника.

«История освоения производства "тридцатьчетверок" в Челябинске навсегда остается одной из ярчайших страниц танкпрома, будет служить примером для современного поколения заводчан», – отмечает руководитель Челябинского тракторного завода Вячеслав Юматов.

Он добавил, что в новейшей истории ЧТЗ тоже есть примеры освоения сложной продукции в кратчайшие сроки. К примеру, 1000-сильного дизеля для танка Т-90, и коллектив продолжает вносить весомый вклад в укрепление обороноспособности страны. Создает и производит новые модели двигателей, оставаясь главным поставщиком моторов для бронетехники, выпускаемой корпорацией «Уралвагонзавод».

Фото предоставлены пресс-службой ООО «ЧТЗ – Уралтрак»