Состояние невесомости. Челябинский дайвер – о любопытных акулах и главном враге водолаза

Общество
27 апреля 2017 года, 11:06

Дайвинг – это по объективным причинам не самое популярное увлечение на Южном Урале. Однако и у нас есть дайверы, которые не только сами ныряют, но и обучают этому мастерству всех желающих. Инструктор CMAS (квалификация три звезды) Андрей Казанин рассказал Агентству новостей «Доступ» о радостях и опасностях подводного мира. 

СОСТОЯНИЕ НЕВЕСОМОСТИ

- Андрей Юрьевич, как Вы впервые познакомились с дайвингом?

- Это было очень давно, в 1983 году, в поселке городского типа Черноморское (Крым). Тогда мне было 14 лет и я вместе с товарищем и его семьей приехал туда отдыхать, а сын хозяйки дома, где мы жили, оказался водолазом-спасателем. Мы подружились и попробовали погрузиться. А во время срочной службы я работал внештатным водолазом на РКР «Маршал Устинов» в Североморске. Задача была простая – осмотр днища корабля на наличие подводных мин. Обезвреживанием мы не занимались, для этого существовали отдельные специалисты. Профессионально заниматься дайвингом я начал после армии – купил акваланг, а потом прошел обучение.

- Расскажите о Ваших впечатлениях от первого погружения?

- Это, конечно, было здорово. Мы собирали рапанов, а глубина была совсем небольшая – порядка 12 метров. Конечно, когда погружаешься, например, в Красном море, испытываешь настоящую эйфорию от окружающей красоты.

- Кого именно Вы сегодня обучаете?

- Я могу аттестовывать пловцов всех видов и готовить инструкторов по дайвингу рекреационных погружений (отдых и туризм).

- Чем Вам нравится процесс дайвинга?

- Состоянием невесомости – несмотря на тяжелое снаряжение, под водой мы находимся именно в таком состоянии. Правда, первый раз человек не может это оценить, потому что не умеет управлять своей плавучестью. Когда мы выходим по трапу из воды, мы обычно говорим «Да здравствует земное притяжение», потому что оно очень хорошо начинает чувствоваться. Кстати, в Москве есть бассейн, где тренируются российские космонавты.

- Где можно погружаться в Челябинской области?

- В Челябинской области огромное количество озер. Мы погружаемся на Тургояке, Увильдах и других водоемах. Ездим в Нижний Тагил (Свердловская область), на карьер Лазурный глубиной 65 метров. Он обладает широкими ступенями, на которых дайверы наставили много всего интересного – есть самолет АН-24, железнодорожный вагон, три мотоцикла, «Москвич», палатка, офис. Популярность карьеру обеспечивает высокая прозрачность воды.

САМЫЙ ОПАСНЫЙ ВРАГ ДАЙВЕРА – ЭТО ПАНИКА

- Есть ли противопоказания для занятий дайвингом?

- Есть ряд противопоказаний: эпилепсия, астма, заболевания среднего уха и гайморовых пазух, диабет, беременность. Также нельзя погружаться в контактных линзах, потому что пузырек воздуха может попасть под линзу и повредить глаз. Для людей с плохим зрением есть специальные маски, в которые вставляются линзы с диоптриями. Помню, была смешная история – один из дайверов потерял свои очки после погружений на Увильдах, а обратно нужно было ехать на автомобиле. Он тогда маску надел. Его остановил инспектор и спрашивает: «Почему без ласт?..» В общем, долго смеялись.

- Могут ли быть негативные последствия для здоровья?

- Если соблюдать все правила – следить за временем погружения, не превышать глубину, не погружаться, если не выравнивается давление в среднем ухе, не задерживать дыхание и прочее, – никаких последствий для организма не будет. Также не нужно погружаться, если вы болеете.

- Что самое опасное под водой?

- Самый опасный враг дайвера – это паника. Все люди, которые утонули, паниковали. Если человек находится в паническом состоянии, думает только об одной проблеме и ничего не замечает вокруг себя, то его нужно спасать. Причем зачастую помощь больше нужна людям, которые ее не просят, потому что в панике человек не может здраво оценить ситуацию и попросить помощи.

При слишком быстром подъеме на поверхность объем воздуха резко увеличивается, что приводит к баротравме легкого. Есть еще одна опасность – мы дышим на глубине под давлением и все газы растворяются в жидкости. Если подниматься быстро, газы уйдут под кожу, что приведет к декомпрессионному заболеванию. Поэтому нужно подниматься постепенно, чтобы они спокойно вышли через альвеолы легких.

- Случались ли у Вас экстремальные ситуации?

- Слава Богу, на моей практике опасных ситуаций не было. Хотя было одно ночное погружение в Шарм-эль-Шейхе. Я плыл с арабским гидом, итальянцем и бельгийцем. У итальянца пряжка с грузами оторвалась,  и его начало тянуть вверх, а он вцепился в кораллы. Арабский парень собрал со дна грузы, а свои отдал итальянцу. Все закончилось нормально, однако ситуация была напряженная. Если бы итальянца вынесло на поверхность, он мог получить травму легких.

НИЧЕГО НЕ НУЖНО ТРОГАТЬ ПОД ВОДОЙ

- Как складываются отношения с подводными жителями?

- Ничего не нужно трогать под водой, особенно в тропических водах. Вообще, вода – это агрессивная среда для человека, поскольку мы рождены жить на воздухе. Знаете, если к вами придут домой непрошенные гости, вы тоже будете реагировать. Например, есть рыба-камень – она обладает ядовитыми шипами, которые парализуют нервную систему. Заденешь ее – и можно просто не подняться на поверхность. Или рыба-крылатка – тоже очень опасная и красивая. Акулы, конечно, тоже опасны, однако они на дайверов не бросаются, потому что человек не входит в их питательную цепочку. Акулы иногда нападают на серферов, потому что те снизу похожи на нерпу. Стоит отметить, что акулы довольно любопытны.

BLUE HOLE

- Какое самое опасное место для дайвинга?

- В Дахабе (Египет) есть настоящая дайверская Мекка – Blue Hole (Голубая дыра). Это карстовый провал глубиной около 130 метров, окруженный коралловыми рифами. На глубине 52-55 метров есть выход в море – тоннель длинной 30 метров. Все дайверы и фридайверы стремятся его проплыть, поэтому там погибло огромное количество человек. Я тоже там нырял с сопровождающим.

- Какое самое глубокое погружение Вы совершали?

- Согласно корпоративной этике дайверов я не могу говорить, что совершал какие-то экстремальные погружения. Ведь я рекреационный инструктор и объясняю ученикам, что физиологический максимум – 40 метров. Позволить себе более глубокие заплывы можно только в рамках технических погружений. Собственно, люди становятся техническими драйверами, чтобы посмотреть, что лежит на большой глубине.

При этом технодайвинг намного опаснее – требуется больше декомпрессионных остановок, чтобы не получить травму. Например, вы погрузились до подводной лодки за 30 минут, а всплывать вам еще три часа. Рекреационный же дайвинг позиционируется как абсолютно безопасный – бездекомпрессионный, с одной остановкой безопасности.

Сейчас я сдаю нормативы на технического инструктора. Есть такое правило – прежде чем стать технодайвером, нужно сделать три вещи: трижды подняться на пятый этаж с чугунным радиатором, час пролежать в ванне с ледяной водой и порвать и сжечь стопку денег.

- Чем отличается дайвинг от фридайвинга?

- Например, мы берем шарик объемом пять литров и погружаем его на глубину десяти метров, где его объем сузится вполовину. То же самое при погружениях. Если нырнуть на задержке дыхания (фридайвинг), объем легких сначала уменьшится, а когда поднимешься на поверхность, снова увеличится. При дайвинге акваланг подает воздух под давлением. Знаете, в кино индейцы дышат через соломинку под водой – это неправда, потому что на глубине легкие сжаты и вдохнуть невозможно. Когда ко мне приходят на обучение фридайверы, мне приходится их переучивать. Многие начинают по привычке задерживать дыхание, что может привести к смерти или травме.

- Чем дышат дайверы?

- Люди, далекие от дайвинга, всегда задают мне три глупых вопроса: насколько хватит кислорода, сколько стоит и что, если акулы... Отвечаю: мы дышим не кислородом, а воздухом, который является смесью газов – на 80% – азота и на 20% – кислорода. Чтобы побыть дольше на глубине и снизить опасность декомпрессионной болезни, мы добавляем немного больше кислорода. Однако при превышении глубины есть риск отравления кислородом, он становится токсичен. При этом самое страшное, что симптомов никаких нет – сразу судороги, спазмы, потеря сознания, смерть. Есть также азотное опьянение – оно наступает на глубине 30 метров. Проявляется в неадекватном поведении, которое прекратится, если немного уменьшить глубину.

ПРИЯТНО ВИДЕТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОИХ ТРУДОВ

- Почему Вы занимаетесь обучением дайвингу?

- Приятно, когда видишь результаты своих трудов: когда люди держатся на воде, вовлекаются в дайвинг. Мои ученики всегда становятся друзьями. Конечно, из-за большой стоимости учатся, в основном, зрелые люди – старше 30 лет. Самый дешевый комплект оборудования для дайвинга стоит от 2 тыс. долларов. Однако я рекомендую сначала пройти обучение, чтобы не тратить деньги напрасно.

Беседовал Сергей Боровинских,
фото из группы в соцсети «ДАЙВИНГ в Челябинске»
и с личной страницы Андрея Казанина