Шринкфляция: почему товары «худеют», а цены – нет, как не дать обмануть себя
Около 1 трлн рублей ежегодно – таковы финансовые потери от практики скрытого подорожания товаров за счет уменьшения веса. Явление, известное как «шринкфляция», приводит к ситуации, когда цена и упаковка остаются прежними, а количество продукта сокращается. В 2026 году эта практика грозит стать еще более актуальной на фоне сохраняющегося высокого уровня издержек и обостренной конкуренции за покупателя. Почему производителям выгодно уменьшать фасовку, а не цену, в каких категориях товаров это проявится в первую очередь и как можно избежать скрытых переплат – в материале Агентства новостей «Доступ».
Феномен шринкфляции – скрытое повышение цен за счет сокращения веса продукта – стал новой экономической реальностью 2026 года. Его актуальность объясняется уникальным стечением обстоятельств. С одной стороны, потребители, уставшие от ценовых потрясений, теперь крайне внимательно следят за тратами, поэтому любое изменение на полках сразу становится заметным. С другой – бизнес по-прежнему работает в условиях закрепившихся высоких цен на логистику и сырье после скачка издержек 2022-2024 годов. Подобная практика будет лишь распространяться, оставаясь для производителей наименее рискованным способом сохранить прибыль.
«На сегодняшний день последствия подобного глобального кризиса привели к тому, что стоимость ключевых составляющих – логистики, энергоресурсов, упаковки, а также импортных запчастей и сырья, зависящих от курсов валют и уровня зарплат – закрепилась на новом, высоком уровне. При этом конкуренция за потребителя обостряется. В некоторых регионах, где инфляция традиционно превышает среднероссийские показатели, а реальные доходы населения растут умеренно, эта ситуация ощущается особенно остро», – объясняет старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы» Пермского Политеха Юлия Стародумова.
Потребители становятся крайне внимательны к цене, что делает прямое её повышение рискованным шагом, способным оттолкнуть от торговой марки. В этих условиях сокращение фасовки товара при сохранении привычной упаковки и стоимости представляет собой для производителей значительно менее заметный и более безопасный маневр.
«Для компаний сокращение фасовки является стратегически более выгодным решением, чем прямое повышение цены, в силу взаимосвязанных причин. Во-первых, ключевую роль играет психологический порог цены: пересечение «магических цифр» для потребителя, таких как 99, 199 или 299 рублей, приводит к резкому снижению спроса. С точки зрения маркетинга, сохранить цену в 199 рублей за 450 граммов творога оказывается эффективнее, чем продавать 500 граммов за 219 рублей», – рассказывает спикер.
По словам старшего преподавателя кафедры ПНИПУ, второй причиной является жесткое давление на производителей со стороны федеральных сетевых ритейлеров, таких как «Пятерочка», «Магнит», «Красное и Белое», «Лента», которые, ведя ценовые войны, часто запрещают поставщикам повышать отпускные цены. В этой ситуации шринкфляция – уменьшение упаковки – становится для производителя единственным доступным инструментом для сохранения прибыльности.
«В-третьих, даже несмотря на рост импортозамещения и локализацию производства, что особенно актуально для регионов, сохраняются высокие операционные затраты. Расходы на заработную плату, энергоносители, коммунальные платежи и комплектующие остаются значительными. Уменьшение фасовки позволяет местным изготовителям поддерживать необходимый уровень доходности и продолжать конкурировать на рынке, не прибегая к открытому повышению цен, которое могло бы оттолкнуть внимательных потребителей», – заключает Юлия Стародумова.
Шринкфляция в настоящее время не только наблюдается в России, но и усиливается, охватывая широкий спектр товаров. По данным аналитиков, за первые три квартала 2025 года пирожные «похудели» на 11%, шоколадные плитки – на 6%, а пачки пельменей – на 5%. Ожидается, что в 2026 году эта практика распространится на напитки, молочные и колбасные изделия.
В этой ситуации умение распознавать скрытое подорожание становится особенно важным. Ученая Пермского Политеха объясняет, на какие маркетинговые сигналы обратить внимание, чтобы заметить скрытое уменьшение веса. Особенно часто это встречается у товаров с агрессивной рекламой и сильным брендом, покупатели которых менее чувствительны к таким изменениям. Другим признаком являются товары с нестандартной, часто меняющейся упаковкой, где сложно визуально запомнить и сравнить исходный вес. Ключевым индикатором для покупателя, который часто служит маскировкой для уменьшения веса, является появление на упаковке маркетинговых надписей, таких как «улучшенная рецептура», «новый дизайн», «удобнее» или «выгоднее». Особенно внимательно стоит относиться к таким изменениям в чувствительных категориях, например, в сегментах детского питания и кормов для животных.
«По прогнозам аналитиков, нынешней шринкфляции будут подвержены широкие группы как продовольственных, так и непродовольственных товаров повседневного спроса, причем среднее снижение веса в некоторых категориях может достигать 15%. Среди продовольственных товаров в зоне риска традиционно находятся снеки, например, чипсы, печенье, сухарики, шоколад и кондитерские изделия, растворимый кофе, йогурты, а также молочная продукция. Ярким примером является сливочное масло, где пачка, которая ранее весила 200 граммов, стала 180-граммовой, а в перспективе может уменьшиться до 160 граммов. Ожидается дальнейшее сокращение веса творожных сырков и порций мороженого, которое уже «усохло» со 100 граммов во времена СССР до 80 граммов, а вероятным следующим шагом станет снижение до 70 граммов. Кроме того, влияние затронет соусы в различных форматах упаковок», – подчеркивает эксперт.
Среди непродовольственных товаров, которые пострадают, туалетная бумага, в рулоне которой станет меньше метров, а также бытовая химия, дизайн упаковки которой останется прежним, но вес или объем уменьшится на 10, 20, 50 и более граммов.
Как отмечает старший преподаватель кафедры Пермского Политеха, в долгосрочной перспективе шринкфляция оказывает разрушительное влияние на доверие потребителей к брендам. Когда покупатель замечает подобный обман, он чувствует себя оскорбленным, что ведет к потере лояльности. В результате ожидается рост спроса на альтернативные товары, однако выбор их будет зависеть от уровня доходов.
«Потребители со средним и высоким доходом, скорее всего, начнут массово переходить на фермерские товары, локальную продукцию, а также начнут чаще посещать рынки, фермерские лавки, специализированные магазины и обращать внимание на местных производителей, отказываясь от крупных брендов в пользу более простых товаров. Те же, кто имеет доходы ниже среднего, с большей вероятностью обратят свое внимание с известных брендов на более дешевые аналоги, в частности, на собственные торговые марки крупных сетевых магазинов, такие как "Красная цена" в "Пятерочке"», – объясняет Юлия Стародумова.
По словам эксперта Пермского Политеха, помимо указания цены за единицу веса, прозрачность могут повысить другие меры, однако их добровольное применение производителями остается редким. Теоретически, честным шагом стала бы маркировка упаковки с новым весом крупным шрифтом, например 900 граммов или объемом 900 миллилитров молока. Более действенными на практике оказываются публицистические материалы и сравнительные таблицы от экспертов или СМИ, которые наглядно демонстрируют изменения. Например, в таком обзоре могут сравнивать творожные сырки марок «Александров», «Простоквашино» или «ВкусВилл», указывая фактический вес при текущей цене. Дополнительную ясность могут вносить сами магазины, используя так называемую цифровую прозрачность: указывая на ценниках для сомнительных упаковок цену за 100 граммов, килограмм, а также за одну капсулу стирального порошка, один подгузник или один рулон туалетной бумаги.
«Для защиты от шринкфляции покупателю следует руководствоваться несколькими практическими правилами. Первым и важным сигналом должна стать смена дизайна упаковки – это "красный флаг", требующий повышенного внимания. Сравнивать следует не упаковки, а цену за единицу веса: за килограмм, 100 граммов или литр. Критически важно запоминать привычный вес или объем базовых товаров, например, пачка масла – 180 граммов, мороженое – 80 граммов, маленькая банка кофе – 95 граммов, тюбик зубной пасты – 100 миллилитров. Заметив отклонение от этих стандартов, следует рассматривать это как очередной сигнал. В ответ на такие действия производителей необходимо «голосовать рублем», то есть отказываться от брендов, которые уменьшают фасовку, и переходить на локальные бренды, товары собственных марок магазинов, а также посещать рынок, поддерживая местного производителя», – заключает старший преподаватель кафедры Пермского Политеха.
Дополнительно рекомендуется пользоваться купонами и агрегаторами скидок – онлайн-платформами или приложениями, которые собирают и предоставляют актуальные предложения. Стоит сканировать штрих-коды товаров с помощью специальных приложений для сравнения. В конечном счете, шринкфляция – это не просто экономический термин, а нарушение потребительской предсказуемости, вынуждающее быть более бдительными. Для предпринимателей же это время честных и прозрачных практик, которые могут стать их конкурентным преимуществом.
на рассылку dostup1.ru