Сергей Саченко: Работа в ритейле – это вызов каждый день

Интервью
22 августа 2016 года, 13:15

Продуктовый ритейл – одна из немногих сфер, которая и в кризис продолжает демонстрировать уверенный рост. По оценкам экспертов в области подбора персонала, до конца года федеральные торговые сети откроют более 3,5 тыс. новых магазинов, что потребует привлечения свыше 4 тыс. управленцев различного уровня. Где ищут кадры ритейлеры, и смогут ли специалисты из других отраслей найти себя в федеральных торговых сетях, рассказал Сергей Саченко, директор Уральского дивизиона федеральной торговой сети «Пятерочка», демонстрирующей самый большой рост числа магазинов «у дома». 

- Сергей, насколько велик кадровый голод в регионах? Управленцев какого уровня вам не хватает?

- Каждую неделю в стране открывается, в среднем, 30 новых магазинов. Естественно, нам нужны и продавцы, и руководители. Сменив в 2013 году формат управления с вертикальной на кластерную систему, мы в первую очередь испытываем нехватку руководителей кластеров (кластер объединяет от пары десятков вплоть до 80 магазинов).

С первого августа у нас, в Уральском дивизионе, 12 кластеров, и до конца года будут открыты еще пять. За таким стремительным темпом роста подготовка кадров внутри сети не успевает, поэтому мы в поисках талантливых руководителей вынуждены обращаться к внешнему рынку. В этом смысле кризис в экономике играет нам на руку: многие компании останавливают развитие, некоторые вынуждены закрываться. В связи с этими именениями высвобождаются квалифицированные управленческие кадры. Основными поставщиками менеджеров для нас сейчас являются не только другие розничные торговые компании, но также банковская сфера и телеком.

- Из торговли перейти в другую сеть, наверное, проще, а как насчет других отраслей? Легко ли будет таким специалистам прижиться в ритейле?

- Банковский опыт, например, очень помогает в полноценном управлении финансами, ведь конечные показатели, за которые отвечает директор кластера, это не только выручка, но и прибыль, поэтому кандидату на эту должность важно иметь опыт управления затратами. Если человек способен проанализировать инструментарий и понимает, как лучше его использовать, – значит, он нам подходит.

При этом я не стал бы ограничивать поиск кандидатов для «Пятерочки» только финансовой сферой или телекоммуникациями. Существуют универсальные технологии по управлению персоналом, получению максимальной эффективности, в частности, у производственников. Их опыт успешно можно внедрять в ритейле и благодаря этому достигать более быстрых результатов.

Мы ищем людей, которые могут управлять большим коллективом, работать в условиях многозадачности и высокой степени автономности. У директоров кластеров есть собственные бюджеты, лимиты по принятию решений в определенных границах, они вправе заключать контракты с партнерами, подписывать счета-фактуры. Они решают на месте не только вопросы, связанные с открытием и работой магазинов, но вопросы взаимодействия с властями, поставщиками, подрядчиками.

Крайне важны на позиции руководителя такого уровня навыки развития и мотивирования персонала. Хороший руководитель способен построить эффективную команду, которая приносит пользу компании в кратчайшие сроки и формирует корпоративную культуру. Поэтому директора кластеров отвечают не только за выручку в своем регионе, но и за поиск, обучение и развитие персонала всех уровней, начиная от товароведа и заканчивая начальником отдела операций кластера.

- А что мотивировало Вас прийти на работу в «Пятерочку»?

- В ритейл я пришел из сферы нефтесервиса: работал в компании, входящей в структуру ЧТПЗ, где сначала отвечал за закупки и логистику, а потом возглавлял машиностроительный завод в Татарстане. В июле прошлого года получил предложение перейти в «Пятерочку». Скажу сразу, что решение далось непросто: когда ты работаешь на большом предприятии и ощущаешь его дыхание, ты испытываешь гордость от того, что твоя профессиональная деятельность напрямую связана с экономическим успехом государства. Ты понимаешь, что стоишь у того станка, на котором куется мощь твоей страны. Это сильно мотивирует. Ритейл же, с точки зрения обывателя, это довольно простой бизнес, и к тому же, не слишком технологичный. До той поры, пока я не побывал в новых магазинах сети, я и представить себе не мог, какова здесь концентрация передовых информационных технологий и автоматизации бизнес-процессов.

Увиденное сильно поразило, но гораздо сильнее меня впечатлила встреча с командой «Пятерочки» – настоящими предпринимателями по духу, мыслящими современно и быстро. Общаясь с такими людьми, невольно заражаешься их темпом, воспламеняешься – и я решился. Прошлым летом возглавил Дирекцию по управлению стоимостью владения инфраструктурой Торговой Сети Пятерочка – отвечал за эксплуатацию всех магазинов и распределительных центров сети, некоммерческие закупки и службу качества, а с февраля руковожу Уральским дивизионом, который является одним из самых крупных и перспективных в нашей компании.

- Как отразилась на Вашей жизни столь радикальная смена функционала?

- Существенно возросла скорость – и жизни, и деловой активности. Интересные личностные вызовы появляются каждый день. Это можно сравнить с прыжками через скакалку: знаете, где дети с двух сторон крутят длинную веревку, а внутрь попадает все больше людей, которые начинают синхронно прыгать в убыстряющемся темпе. При этом если находишься снаружи, кажется невозможным выдержать такой бешеный ритм. Скорость принятия решений на стандартном предприятии в сегменте b2b более медленная. Они решают глобальные задачи, которые не приводят к сиюминутному результату. В ритейле ты видишь результат на следующий день. Процесс требует постоянной вовлеченности: тот же директор кластера в любой момент времени обязан знать, есть ли товар в наличии, выставлен ли он, все ли кассиры вышли на работу, вымыт ли пол в магазинах. Казалось бы, мелочи, но эти мелочи приводят к результату, который ты видишь в режиме онлайн.

Да, ритейл достаточно жесток: решения надо принимать быстро, и принципиально важно быть эффективным. Это подходит не для всех: кто-то считает, что можно 20-30 лет, до самой пенсии, работать в одной компании и на одной и той же позиции. Можно, но скучно. Работа в ритейле вообще, а тем более в одной из самых динамично развивающихся компаний, скучать точно не даст: большие амбициозные цели требуют максимального проявления лучших профессиональных и человеческих качеств каждый день!

Теги: