ПРЕЦЕДЕНТ. С челябинского донора костного мозга потребовали подоходный налог

Медицина
6 августа 2013 года, 17:35

С челябинской студентки, ставшей добровольным донором костного мозга для больной раком девочки, потребовали уплатить подоходный налог – она должна была уплатить 13% от суммы, которую получила от благотворительного фонда «Подари жизнь» на билеты в Москву и проживание в столице на время проведения процедур, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на информацию фонда.

По словам инициативной группы фонда, за семь лет работы Юлия Ковалева – первый неродственный донор среди россиян. «Проблема не в бесчувственности наших соотечественников – с этим как раз все в порядке. Каждый раз после просьб помочь оплатить поиск и активацию донора-иностранца для очередного ребенка в фонд звонит множество людей, готовых стать донорами гемопоэтических стволовых клеток (ГСК) или костного мозга (КМ) <…> Однако в стране нет единого национального регистра неродственных доноров КМ, а также существует ряд пробелов в законодательстве», – говорится в сообщении на сайте фонда.

В России отсутствует законодательная база для неродственного донорства костного мозга. И дело не только в создании регистров – баз данных с информацией о доступных донорах. Регистр должен иметь возможность не только подобрать подходящего донора по базе, но и связаться с ним, провести расширенное типирование и полное обследование донора в сертифицированных клиниках или центрах, где можно было бы также забрать клетки у донора, рассказали в фонде.

В этих клиниках и центрах должно быть оборудование, расходные материалы, врачи и медсестры, лекарства, – и все это кто-то должен делать и оплачивать. Равно как билеты и проживание, если окажется, что там, где живет донор, просто нет такой клиники, как, например, в Челябинске.

Юлия Ковалева приехала в Москву, где в отделении трансплантации костного мозга РДКБ у нее и взяли клетки для пересадки. Чтобы выполнить все это, а затем провести аферез больница заводит на донора историю болезни, что гарантирует оплату препаратов, расходных материалов и труда врачей. Инъекции проводятся в течение пяти дней плюс день сдачи клеток, и все это время Юля должна была жить в Москве.

«Фонд “Подари жизнь” взял на себя оплату проживания, билетов на самолет, а также медицинской страховки для девушки. Клетками Юля поделилась безвозмездно, безо всякой компенсации, однако оказалось, она должна заплатить подоходный налог – 13% от суммы оказанной нами помощи», – говорится в сообщении.

Это тоже результат того, что неродственное донорство костного мозга не то чтобы запрещено в России, но находится в «серой зоне», не отрегулировано. «Отсутствие законодательной базы сыграло нам на руку только в одном — оно позволяет нам открыто публиковать фотографию и упоминать имя донора», – добавили в фонде, напомнив, что по международным стандартам донор и реципиент должны сохранять анонимность как минимум в течение двух лет.