Рука не поднялась: российские сенаторы не смогли лишить неприкосновенности челябинского коллегу Цыбко

18 июня 2014 года, 18:39

Российские сенаторы не смогли лишить депутатского иммунитета своего коллегу, представителя Челябинской области Константина Цыбко, которого подозревают в получении многомиллионных взяток. Обсуждение вопроса вместо запланированных 30 минут длилось более часа, сенаторы выслушали замгенпрокурора, представителя СКР, а также самого Цыбко и перенесли создание прецедента на следующее заседание. Подробности – в материале Агентства новостей «Доступ».

Заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь в своем выступлении пояснил, что данные о деятельности Константина Цыбко были выделены в отдельное производство из уголовного дела о хищении более 22 млн рублей из бюджета Озерска (ЗАТО, Челябинская область).

«Обвиняемый глава города Евгений Тарасов показал, что 17,5 млн рублей были переданы Цыбко, и сообщил о получении последним 10 млн рублей от предпринимателя Олега Лакницкого. Цыбко использовал свой авторитет и должность и содействовал получению Тарасовым его должности», – рассказал сенаторам Гринь.

Он добавил: ряд свидетелей, включая членов комиссии по выдвижению кандидатуры сити-менеджера, а также депутаты городского Собрания подтвердили, что кандидатуру Тарасова предложил именно Цыбко.

Согласно показаниям Тарасова, Цыбко требовал до окончания 2012 года передать ему не менее 20 млн рублей. На начало работы Тарасов не располагал такой суммой и занял 8 млн; остальную сумму экс-мэр собирал за счет денег, похищенных из бюджета, что подтвердили его бывшие заместители Валентин Гунин и Елена Крылова.

«Съемка, оперативные действия показывают, что шел сбор денежных средств для передачи Цыбко. Прослушивание телефонных переговоров Цыбко производилось на основании решения Московского горсуда», – отметил Виктор Гринь. По словам замгенпрокурора, в материалах проверки имеются данные о признаках преступления, предусмотренного частью 4 статьи 290 УК РФ.

Второй эпизод – с признаками преступления, предусмотренного частью 6 статьи 290 УК РФ, – по словам Гриня, связан с получением «в три приема» 10 млн рублей от предпринимателя – директора ООО «Магнитострой» Олега Лакницкого за содействие бизнес-интересам.

«Затем Цыбко распорядился организовать аукцион застройки торгово-развлекательного комплекса, победителем стала фирма, принадлежащая Лакницкому. Цыбко обратился к главе Озерска Александру Калинину и просил выделить земельный участок под парковку и торговый центр. Разговор фиксировался. Не добившись успеха, Цыбко звонил главе администрации города Качану и оказывал психологическое давление, указывая на свое знакомство с высшими должностными лицами РФ. После этого Качан подписал разрешение на строительство данного объекта», – цитировал Виктор Гринь материалы расследования.

Сам Цыбко отрицает получение от Тарасова денег, а полученные у Лакницкого деньги, по собственному утверждению, брал в долг, о чем есть расписка, и потратил на покупку недвижимости.

Замгенпрокурора подчеркнул, что поскольку Цыбко заявляет о своей непричастности к совершению данных эпизодов, необходимо возбуждение уголовного дела – не для того, чтобы посадить сенатора, а исключительно для установления истины. «Обыск и заключение под стражу, любое следственное действие, по закону возможны только с позволения Совета Федерации. Прошу дать согласие на лишение неприкосновенности Цыбко только в части возбуждения уголовного дела», – заявил Виктор Гринь.

Его поддержал первый заместитель председателя Следственного комитета Василий Пискарев: «Наша позиция основана не на пустом месте, у нас целый пакет доказательств, что имеются признаки преступления. Если бы не неприкосновенность – возбудили бы дело, расследовали и поставили точку. Пусть Константин Цыбко нам поможет! Мы просим его подойти к нам, вместе примем решение о невиновности».

Сам Цыбко, которому отвели на выступление 10 минут, заявил, что готов рассказать «о той фальсификации, фабрикации и лжи, которая содержится в обвинениях». Он подчеркнул, что более года по указанным фактам хищения средств проводилась доследственная проверка и были вынесены два постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Последнее такое решение было принято в декабре 2013 года, однако «до мая текущего года что-то изменилось».

По словам сенатора, в материалах следствия появилось утверждение третьих лиц о том, что он «якобы рекомендовал кого-то на какие-то должности». При этом Тарасов и Гунин, которые давали показания против Цыбко, по словам парламентария, неоднократно меняли свои показания.

«Когда фигуранты уголовного дела в 2012 году получили реальные сроки заключения, я был удовлетворен, что правда одержала верх. При этом был свято уверен, что такая ложь не может дойти до такого уровня», – сказал коллегам Цыбко.

Ряд сенаторов, включая спикера Валентину Матвиенко, высказались за то, что Константин Цыбко должен пойти на лишение депутатского иммунитета, дабы доказать свою невиновность и защитить свое честное имя, тем более у Палаты есть возможность обеспечить жесткий контроль за ходом расследования.

«У нас есть два пути. Мы даем согласие, и это позволяет в открытом цивилизованном процессе Цыбко, в невиновность которого мы все хотим верить, доказать, что он невиновен. Второе – не даем согласия и оказываем Цыбко медвежью услугу! Человек будет морально раздавлен, другого пути доказать свою невиновность у него нет. Константин Валерьевич сказал, что готов бороться. Давайте ему такую возможность дадим. Он же невиновен – чего ему бояться?» – обратилась к сенаторам Матвиенко.

Сам Константин Цыбко попросил своих коллег не бросать его, но так и не ответил прямо на вопрос, который адресовала ему Матвиенко: «Константин Валерьевич, а сами-то Вы чего хотели бы?»

В итоге 89 членов Совета Федерации проголосовали за то, чтобы отложить рассмотрение вопроса о неприкосновенности Цыбко до следующего заседания, а пока – запросить у Генпрокуратуры и других причастных к делу ведомств дополнительные документы, в частности, о том, по какому праву силовики вели прослушку телефона сенатора.