Российский автомобильный рынок из-за пандемии упадет на 15% по итогам 2020 года – прогноз

Экономика
24 ноября 2020 года, 06:41

Пандемия COVID-19 нанесла существенный урон многим отраслям экономики – главным образом из-за ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения пандемии, и падения платежеспособного спроса населения. Одним из серьезно пострадавших секторов экономики стал автомобильный рынок. По прогнозу Открытие Research – Аналитического управления банка «Открытие», в 2020 году падение продаж легковых автомобилей составит не менее 15%, до 1 490 тыс. единиц (особенно в массовом сегменте), с дальнейшим плавным восстановлением до 1 600 тыс. автомобилей в 2021-2022 годах.

За 10 месяцев 2020 года продажи легковых автомобилей упали на 12,1%. Объем продаж новых автомобилей составил около 1 189 тыс. единиц: для сравнения, в 2019 году примерно столько же было продано на 2 месяца раньше, в середине сентября. Такие данные содержатся в обзоре Открытие Research.

Аналитики банка «Открытие» отмечают, что авторынок начал демонстрировать негативную динамику еще до пандемии. Ежегодное снижение продаж с 2013 по 2016 годы происходило в связи с перегревом рынка в предыдущие годы (с пиком продаж в 2012 на фоне роста доходов населения и развития автокредитования), а также вследствие экономического спада 2015-2016 годов, вызванного рядом негативных факторов: снижением ВВП и нефтяных цен, девальвацией рубля, ростом инфляции, затяжным падением реальных доходов населения и, как следствие, уменьшением спроса.

В 2017-2018 годах шло восстановление рынка средним темпом 12,4%. Факторами роста продаж стали реализация отложенного спроса, устаревание действующего автопарка  и программы господдержки. В 2019 году продажи новых автомобилей опять сократились, но незначительно (на 2,3% год к году) на фоне падения спроса и снижения доходов населения.

Текущий год, по прогнозу Открытие Research, должен стать для автопроизводителей и автодилеров переломным. Ожидаемая стагнация рынка и снижение спроса, при которых производители вынуждены были перекладывать свои издержки на потребителей, привела к изменению ценовой политики многих брендов. При этом рост цен на автомобили из-за ослабления рубля по отношению к иностранным валютам и повышения утилизационного сбора отразился на спросе со стороны клиентов. Ажиотажный спрос на новые автомобили (особенно премиальные марки) в конце февраля – середине марта прошел пик и резко пошел на спад, поток людей в автосалонах снизился на 40-50% на фоне ограничительных мер по борьбе с коронавирусом. Многие бренды в марте показали двузначный рост, а к концу месяца продажи были практически остановлены.

Обвальное падение в апреле – на 72,4% г/г, вызванное осложнением логистики, приостановкой деятельности автопроизводителей, закрытием дилерских центров, нанесло серьезный удар по автомобильной отрасли (март и апрель –  традиционно месяцы самого высокого спроса на автомобили, они обеспечивают 30-40% от чистой прибыли автодилеров за год). Запрет на работу автосалонов дал мощный стимул для развития онлайн-услуг – многие дилеры перевели презентации новых автомобилей в онлайн, а также запустили полноценный механизм онлайн-продаж: от выбора модели и комплектации до одобрения кредита и доставки автомобиля. К концу апреля многие автодилеры восстановили сервисное обслуживание автомобилей и оказание сопутствующих услуг – именно эта деятельность формирует основную долю маржи автоцентров.

После снятия карантинных ограничений в мае и начала восстановления российского авторынка в июне 2020 года июль стал первым месяцем с заметным ростом продаж год к году – на 6,8%, до 141,9 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей (без учета концернов BMW и Daimler). Это обусловлено отложенным спросом предыдущих месяцев приостановки деятельности, ослаблением рубля и государственными мерами поддержки.

В августе (традиционно месяц низкой деловой активности) продажи снизились на 0,5% г/г, до 137,5 тыс. единиц (без учета концернов BMW и Daimler), а в сентябре – на 1,8% г/г, до 154,4 тыс.

По итогам трех кварталов рынку продаж автомобилей (с учетом концернов BMW и Daimler) удалось показать рост на 3,6% г/г. В октябре объем продаж увеличился уже на 7% г/г, до 154,2 тыс. за счет гибкости поставок производителей, локализовавших производство на территории РФ.

В результате по итогам 10 месяцев 2020 года объем продаж достиг 1 188,7 тыс. (без учета концернов BMW и Daimler), а темп падения продаж сократился до 12,1% г/г.

По итогам 10 месяцев положительная динамика продаж наблюдается у китайских автоконцернов, которые увеличили объем продаж новых автомобилей на 42,7% г/г, что связано, в основном, с низкой базой прошлого периода и выходом на рынок новых моделей. Положительную динамику также демонстрируют японский бренд Suzuki за счет укрепления позиций благодаря обновленным моделям и группа PSA – оба производителя увеличили объем продаж на 11,2% и 0,4% г/г соответственно.

Не последнюю роль в оживлении рынка сыграли отложенный спрос и меры государственной поддержки автомобильной отрасли. Минпромторг выделил в 2020 году 5 млрд рублей для покупки более 50 тыс. новых автомобилей, а в конце апреля 2020 года увеличил финансирование программ льготного автокредитования до 10,5 млрд рублей. Президент России поручил организовать закупки автомобильной техники для органов власти, ранее запланированные на 2021-2022 годы, и направить 15,5 млрд рублей на программы поддержки спроса, в том числе дополнительные 7 млрд – на программы льготного автокредитования, 6 млрд – на программы льготного лизинга и 2,5 млрд – на новую программу «Доступная аренда», разработанную Минпромторгом для развития услуг аренды автомобилей на базе лизинговых компаний или банков.

По оценкам Открытие Research, автоконцерны, локализовавшие производство автомобилей на территории России, находятся в более стабильном положении по сравнению с импортерами. Сборка машин на российской территории позволяет снижать влияние скачков валютных курсов на конечную стоимость автомобилей, а также минимизировать потери от увеличения сроков поставок части комплектующих на заводы.


Отчеты и ценовые прогнозы можно найти на портале Открытие Research


Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России; развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. В состав группы «Открытие» входят компании, занимающие лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: «РГС Банк», компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Брокер», Управляющая компания «Открытие», «НПФ Открытие», АО «Балтийский лизинг», ООО «Открытый лизинг», АО «Таможенная карта». Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА–(RU)») и Эксперт РА («ruAA–»), а также международным агентством Moody’s («Ba2»). Стратегия развития банка до 2021 года предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, а также реализацию передовых финтех-идей.