Психологические факторы, которые способствуют обучению

20 мая 2020 года, 15:02

Обучение – это процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Сайт для детей и родителей - https://childdevelop.ru/

На процесс обучения влияют разные факторы, которые могут способствовать его лучшему или, наоборот, худшему протеканию. Знание и учет этих факторов, в том числе психологических, ведут к улучшению обучения человека и становления его личности в целом.

Психологи, педагоги выделяют психологические факторы, которые влияют на процесс обучения. К ним относятся следующие:

  • Мотивы учебной деятельности.
  • Мотив – это побудительная сила, которая движет ученика к цели обучения.
  • Мотивы учебной деятельности бывают разные. Ученые (Л. Божович, М. Алексеева) выделяют мотивы внешние и внутренние.

К внешним мотивам относятся такие, как: страх наказания за плохое обучение, желание получить выгоду от хорошего обучения, надежда на будущие блага, которые дает хорошее обучение, чувство стыда за плохое обучение перед классом или значимыми взрослыми, друзьями. Таким образом, учение при внешних мотивах не выступает как цель, а может быть безразличным ученику или даже отталкивающим.

К внутренним мотивам обучения относятся: познавательный интерес, любознательность и любопытство, желание сделать свой культурный и профессиональный уровень более высоким, потребность в усвоении новой информации, благодаря чему ученик чувствует свое развитие.

Исходя из этого, развитие именно внутренних мотивов обучения является тем важным психологическим фактором, благодаря которому обучение будет проходить более успешно.

Развивать внутренние мотивы можно таким образом:

  1. Вносить новизну в методы обучения. Например, если каждый день учить, что 2+2=4, а буква «А» пишется так-то, то ребенок быстро привыкнет к такому формату обучения и ему может стать скучно. Другое дело – предложить ребенку интересные обучающие занятия (например, такие: https://childdevelop.ru/worksheets), благодаря которым он будет с удовольствием обучаться, воспринимая их при этом как игру.
  2. Создавать проблему. Например, ребенку, которого хотят обучить разбираться в часах, говорят: «Нас пригласили в гости. Мы должны там быть без опозданий в 14 часов 15 минут. Помоги мне определить, на каких цифрах на часах должны стоять маленькая и большая стрелки, если мы придем вовремя». Можно пойти дальше и спросить: «Как ты думаешь, сколько времени нам понадобиться, чтобы успеть доехать? На каких цифрах должны стоять стрелки часов, когда мы будем выходить из дома?». Такие вопросы помогают ребенку развивать не только умение разбираться в часах, но и ощущение времени, осознание, для чего ему нужны знания, которые родители ему прививают.
  3. Озадачивание. Почаще задавайте ребенку вопросы обо всем на свете, интересуясь его мнением по этому поводу. Это будет стимулировать мышление ребенка и понимание того, сколь многому ему нужно научиться. Например: «Как ты думаешь, почему идет дождь?». Выслушав ответ ребенка, скажите: «Очень интересное мнение. Но я прочел в книге, что на самом деле….». Дальше должно последовать упрощенное объяснение происхождения этого погодного явления.
  4. Погружение в интеллектуальную среду. Ходите с ребенком в детскую и взрослую библиотеку, чтобы он мог выбрать книгу себе и видел, как это делаете для себя вы. Читайте книги и журналы при ребенке, обсуждая прочитанное с остальными членами семьи, включая ребенка. Смотрите с ребенком познавательные мультфильмы или фильмы согласно его возрасту, обсуждая услышанное. Ходите в гости к умным, образованным людям, с которыми есть о чем поговорить и прочее.
  5. Всегда общайтесь с ребенком уважительно, как со взрослым, умным человеком.

Развитие ощущения и восприятия. Все родители, развивая своего ребенка, делают упор на развитие мышления, памяти, внимания, на усвоение определенных знаний, умений, навыков. Но прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, включая в работу его ощущение и восприятие, и только затем опознание, запоминание, установление связей и т.д. (Л.Д. Столяренко). Чтобы обучение происходило более эффективно, включайте малыша в занятия, которые развивают его ощущение и восприятие. Например, задайте ему вопрос: «Как ты думаешь, чем куст калины отличается от куста малины?». В одном этом вопросе целый мир возможностей: развитие у ребенка восприятия высоты и ширины («калина высокая и широкая, а малина низкая и тонкая»), развитие тактильного ощущения («у малины ствол колючий, а у калины гладкий») и ощущения цвета («у малины ягоды темно-розовые, а у малины красные»), развитие мышления (сравнение – это мыслительная операция), развитие словарного запаса («высокий», «темно-розовый», «гладкий») и прочее.

Качественный обучающий материал. В процессе обучения зачастую используются специальные материалы и приспособления. Выполненные некачественно, без учета определенных требований, они значительно ухудшают усвоение знаний, умений, навыков даже способным ребенком. При подборе обучающего материала нужно обращать внимание на следующее:

  1. Буквы, цифры, слоги, слова и прочее должны быть хорошо видны, различаемы, четки.
  2. Лучше всего запоминается информация, записанная в правом верхнем углу, что важно, если нужно что-то выучить на память.
  3. Наилучшим для зрительного восприятия является написанное черным цветом на белом фоне. Другие хорошие сочетания: черный – любой светлый фон, красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый.
  4. Информация, выделенная в тексте другим (контрастным) цветом способствует откладыванию материала в долговременную память.
  5. Одну и ту же информацию лучше представлять в разных форматах: зрительном, слуховом, тактильном и т.д. Например, при изучении буквы, ее нужно показать (зрительное восприятие), назвать (слуховое восприятие), записать (привлечение моторики).
  6. Использование наглядного материала способствует лучшему обучению. В идеале ребенок должен сделать такой материал своими руками. Например, если он, с помощью родителей, создаст настенный календарь, выучить названия времен года и месяцев ему будет гораздо проще и интереснее. Наглядный обучающий материал должен быть ярким, интересным для ребенка.

Скачать такой материал и разнообразные обучающие задания для детей вы можете на сайте «Развитие ребенка» по ссылке: https://childdevelop.ru/worksheets.

Автор – Оверченко Алина, канд. психол. наук, практический психолог.