Прощеное воскресенье: как правильно простить – наставления Святых отцов

Общество
22 февраля 2015 года, 09:08

Сегодня, 22 февраля, православные христиане встречают Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом, дающий возможность очистить душу и приготовиться к 40-дневному подвигу, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

По словам священников, Прощеное воскресенье – вовсе не порождение народного фольклора, а древнейшая церковная традиция, которой положил начало сам Христос своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

В Египте и Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

Кроме того, входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, то есть действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Прощеное воскресенье – день заговенья на Великий пост. То есть 22 февраля православные христиане в последний раз вкушают скоромную пищу – молочные продукты, яйца, рыбу (заговенье на мясо было в предшествующее воскресенье). С понедельника, 23 февраля, у православных христиан начинается Великий пост, который продлится семь недель и окончится в день Пасхи Христовой (в 2015 году – 12 апреля).

По окончании вечернего богослужения Прощеного воскресенья в храмах совершается специальный чин (то есть обряд) - Чин прощения. Красивое и торжественное действо, когда настоятель храма или монастыря коленопреклоненно испрашивает прощение у всех – и у своих подчиненных, вплоть до самого скромного чтеца, и у пришедших в Прощеное воскресенье в храм верующих. А те, тоже с земным поклоном, отвечают: «Бог простит! И я прощаю!» После этого все по очереди уже сами подходят к настоятелю и испрашивают прощение у него.

Митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим сегодня совершит чин прощения в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.


 Прощеное воскресенье: 5 советов как простить (по наставлениям Святых отцов Церкви)

Автор: Мария Городова

1. Почему нас обижают?

По мнению Святых отцов, Господь посылает нам обидчиков, чтобы испытать нашу меру любви к людям и Богу.

2. Что такое обида?

Обида ставит преграду не только между людьми – обидевшим и обиженным, оскорбителем и оскорбленным. Обида на конкретного человека, или даже на весь мир, ставит преграду между нами и Богом. Обиженность – сумеречное состояние души, ее занятость своей реальной, но чаще мнимой, ущемленностью, когда все мысли и чувства сконцентрированы на одном: «Меня обидели! Как они посмели!»

Обида – неизменная спутница гордыни. Обида – индикатор того, что мы почитаем центром мироздания себя, свое «Я». Показатель того, что Бога мы переместили на периферию нашего внутреннего мира. Свидетель того, как слаба в нас способность любить. Обида – это затмение, скрывающее от нас правду: то, что Господь нас любит, что Он желает нам добра и всегда «изыскивает пути нашего спасения». Уязвленность от оскорбления или несправедливости возникает в результате того, что главными действующими лицами своей жизни мы видим самих себя и своих обидчиков. Поэтому, как следствие, из обиды вырастает месть, желание поквитаться с негодяем – ответное злобствование, наветы, ложь, клевета, а то и убийство.

3. Как «сворачивать голову бесу обидчивости»?

Обида, как чувство сиюминутное – состояние, естественное природе человека, хотя и не похвальное. Важно, заметив в себе рождение обиды, остановить ее – не дать ей найти «долгого пристанища» в сердце. Останавливать надо на стадии появления ответного слова, гневной вспышки – потому что они порождают новый всплеск неприязни, множат огорчения. Выяснение отношений сгоряча, по мнению Святых отцов, ничего не дает.

4. Как простить?

Не забыть обиду, не затолкать ее в дальний угол подсознания, и уж тем более не таить ее в глубинах сердца, поджидая часа возмездия, нет! Все это губительно для души, в которой обиде позволили прочно обосноваться. Поэтому важнейший вопрос духовного здоровья: как простить? Ведь только прощение, как акт любви, способно уничтожить зло. А опыт прощения приближает нас к Богу.

Итак, задушил в себе выплеск гнева, иди дальше. Не дай обиде укорениться, прописаться в твоем сердце уже на длительный срок. Не лелей ее. Не давай ей терзать себя мыслью о том, как с тобой несправедливы. Вспомни, советуют Святые отцы, как часто ты сам обижал. Как часто был немилосерден, жесток, или просто невнимателен. Занятым своими проблемами, эгоистично холоден к чужой боли. Вспомнив, подумай: «Прости меня, Господи! Я ведь и сам ничем не лучше обидчика!»

Но если все-таки, ты понимаешь, что обидчик объективно творит зло, пожалей его. Помолись за несчастного, вспомни Христово: «Господи, прости им! Ибо не ведают, что творят!» Старайся впредь не вспоминать причиненного тебе зла. Найди что-то хорошее в обидевшем тебя. Постоянно держи это в голове. Попробуй восстановить разрушенные добрые отношения. Искреннее, проникнутое любовью, смирение со стороны оскорбленного не раз усмиряло самых лютых оскорбителей.

5. Зачем надо прощать?

Все мы грешны, все нуждаемся в Божьей Милости – с одной стороны. И все мы связаны между собой – с другой. Грех одного неизбежно приводит к цепной реакции зла. Остановить лавину, давно бы уже разрушившую наш мир, можно только любовью. И, как частным проявлением этой любви, прощением. Объясняя нам эти духовные аксиомы, Господь так определяет условие, согласно которому мы можем быть прощены: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Больше того, Бог дает нам меру - то есть формулирует, насколько мы будем прощены и помилованы: ровно настолько, насколько мы сами научились прощать. Помните, в молитве «Отче наш» мы сами просим Господа: «и прости нам долги наши, яко же и мы прощаем должникам нашим».

Материал подготовлен с использованием информации открытых источников,
а также «Российской газеты» (автор Мария Городова)