Приоритеты Конституции-2020. Семейные ценности и дети
Голосование по поправкам в Конституцию РФ предусматривает один вопрос – «Вы за или против поправок?». Самих изменений предусмотрено более 200, они касаются государственного устройства, устройства общества и соотношения норм международного права и внутреннего национального законодательства. По словам юристов, грядет масштабное и системное обновление конституционного текста. Причем большинство поправок востребованы самой жизнью, их давно ждет общество – с момента принятия Основного закона в 1993 году реалии жизни поменялись кардинально. Однако многих смущает именно такое – пакетное – голосование. Для того чтобы снять ряд вопросов и сомнений, чтобы понимать, чему именно мы 1 июля скажем «да» или «нет», Агентство новостей «Доступ» подготовило ряд разъяснений по ключевым поправкам в текст Основного закона.
С февраля немало копий было сломано по поводу нормы о традиционных, культурных и семейных ценностях (статьи 72, 114), а также по поводу того, что государство берет на себя обязанности родителей (статья 67.1). Значит ли это, что теперь детей будут держать в детских домах и перестанут отдавать в приемные семьи? Опасения людей понятны, особенно на фоне скандального поведения опеки в ряде регионов. Однако если вчитаться в предлагаемый текст, то он не дает возможности двоякого толкования.
Статья 67.1:
«Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному, физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
Комментирует уполномоченный по правам человека в Челябинской области Юлия Сударенко: «Моя позиция такая, что дети – это главная ценность, и надо как можно больше вкладывать в них, начиная с рождения, потому что это наше будущее. И в зависимости от того, сколько государство будет уделять этому вопросу внимания, насколько будет защищена семья, будут ли для ребенка созданы комфортные условия, позволяющие ему развиваться, раскрывать все свои таланты – настолько и наше будущее будет более, наверное, светлым. Вкладывая больше в воспитание, в образование, на выходе мы получим активных, достойных граждан нашей страны… Иными словами, проще вложиться в самом начале, чем бороться с негативными последствиями и перевоспитывать потом, что намного сложнее».
По мнению омбудсмена, вкладывать в детей означает одновременно и вкладывать в тех, кто вкладывает в детей: педагогов, родителей, врачей. «У учителей должна быть достойная зарплата, и у наших врачей, у всех, кто обеспечивает достойные условия. Когда родители уверены в завтрашнем дне, не испытывают тревоги, не думают, чем завтра кормить детей, наверное, у них появляется больше возможностей и больше сил, для того чтобы своим детям обеспечить развитие, обеспечить достойное воспитание, что естественно для нас является приоритетом», – добавила Юлия Сударенко, отметив, что сразу несколько поправок в Конституцию РФ предусматривают повышение социальной роли государства. В частности, речь идет об изменении отношения к образованию, чтобы в образовании воспитательная функция занимала не меньше места, чем так называемая образовательная услуга.
Мама троих детей президент автономной некоммерческой организации «Союз родителей» Оксана Кирюшина заметила, что Конституция России впервые становится по-настоящему просемейным законом.
Статья 72.
«В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
… защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях».
«По поправке про воспитание: здесь же не говорится, что государство полностью берет на себя воспитательную функцию – это все-таки прерогатива семьи, но они, эти поправки, создают условия для достойного воспитания, то есть, по сути, речь идет о создании семейноориентированной среды в помощь семьям в регионах. Я поясню. Семейноориентированная среда – это среда, где для каждой семьи в доступном режиме существуют информационные центры – по психологическим, юридическим, правовым и другим вопросам, это семейные сообщества, которые дают возможности для общения, проведения семейных праздничных или детских мероприятий как альтернатива торгово-развлекательным комплексам. Это то место, где есть методический центр для повышения родительских компетенций, это и центры возрождения семейной культуры и традиций, это и возможность организовать проживание для семей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, это пищевые склады и так далее. Самое главное, чтобы это было территориально и ценово доступно, причем как для благополучных, так и для неблагополучных семей, как для семей со здоровыми детьми, так и для тех, где воспитываются дети с какими-то особенностями здоровья. И в этом направлении я вижу гигантский потенциал сотрудничества некоммерческих организаций с государством», – отметила Оксана Кирюшина.
Она также обратила внимание на то, что в статье 72 наряду с привычными нашему уху поддержкой детства, семьи и материнства прописывается поддержка отцовства. «Согласитесь, у нас в стране есть такое, что права матерей и ранг матерей, в принципе, выше, чем ранг и права отцов. На моих глазах, например, разворачивалась драма, когда после смерти матери ребенка отдали на воспитание бабушке, хотя отец, нормальный и ответственный, хотел и был готов воспитывать ребенка. Поэтому расширение прав отцов – это тоже актуально, и вносимые поправки позволят закрепить и расширить права отцов, отчасти защитить их и, в конечном итоге, возродить по-настоящему семейное воспитание», – отметила Оксана Кирюшина.
Отметим, что в Конституции впервые предложено отдельно упомянуть детей, оставшихся без попечения. Отдельно подчеркивается, что это не ничьи дети. Это дети, функции родителей которых принимает на себя Россия как государство. Мы так часто слышим о нарушении прав сирот, так часто сталкиваемся с этим. В чем чаще всего проблема? В том, что органы власти списывают проблему друг на друга: от ведомства к ведомству, от муниципального уровня к региональному. Конституция ставит, наконец, точку в этом вопросе: если государство берет на себя функции родителей – оно обязано дать ребенку все, что должны ему дать мама с папой.
Статья 114
«Правительство Российской Федерации: …поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей…»
«Семейные ценности. Одна из самых резонансных поправок – наверное, потому что она про самое больное, глубинное. Лично я не думаю, что она как-то ущемляет чьи бы то ни было права. Но я в нашей стране с традиционным укладом не могу, честно говоря, представить, чтобы первым словом малыша были не "мама" и не "папа", а "родитель номер один" или "родитель номер два"», – говорит Оксана Кирюшина.
Поддерживает эту позицию и южноуральский омбудсмен. «Как человек я не имею совершенно ничего против отношений, возможно, нетрадиционных. Но все-таки брак – это союз мужчины и женщины, это и сейчас так в России, у нас не признаются однополые браки. А норма вносится в Конституцию, только чтобы показать ее ценность. Я однозначно "ЗА" эту норму, "ЗА" то, чтобы ребенок с детства впитывал святые слова "мама" и "папа", понимал ценность этих слов и ценность самого института семьи и впоследствии воспитывал своих детей в таких же устоях. Мне кажется, в этом ничего плохого нет, в этом сила нашего российского народа, сила духа. Мне говорят, в других странах не так – но это их выбор. Я думаю, мы должны пойти и сделать свой», – говорит Юлия Сударенко.
Главное, по ее словам, если большинство скажет поправкам да, сделать так, чтобы эти поправки в Конституцию реально заработали: «Для того, чтобы все это заработало, чтобы эта гарантия стала действительно нормой жизни, нужно еще принять много законов и подзаконных актов, в частности, в Семейный кодекс, в закон об опеке и попечительстве… В этом и есть смысл: Конституция гарантирует какие-то права, которые обеспечиваются в то же время наличием единой системы органов, которая будет четко работать и будет четко исполнять эти нормы и делать так, чтобы эти гарантии были работающими».
И все-таки у многих остается подсознательный страх, а не будет ли государство вмешиваться в дела семьи под предлогом защиты традиционных ценностей.
«Если власть вмешивается в дела семьи, это как раз отсутствие традиционных семейных ценностей, – развенчивает опасения сопредседатель рабочей группы по поправкам в Конституцию Павел Крашенинников (цитата по "Российской газете"). – Государство может вмешиваться только тогда, когда происходит нарушение закона, насилие или нарушаются права ребенка. В принципе, мы вообще против того, чтобы органы опеки и попечительства наделялись полномочиями отбирать детей. Если такие ситуации возникают, это должен решать исключительно суд с привлечением общественных организаций, представителей гражданского общества. Это должны быть исключительные случаи и, соответственно, только судебное решение. Нам нужно минимизировать вмешательство государства или муниципалитета в семейную сферу. А если они вмешались и сделали что-то неправильно, они должны за это отвечать. В том числе, возмещая ущерб, в том числе моральный».
на рассылку dostup1.ru