Права потребителя и их защита

31 мая 2022 года, 15:33

Права потребителя и их защита

В момент совершения покупки товаров и услуг человек становится потребителем и получает права, изложенные в Гражданском Кодексе Российской Федерации и Законе о защите прав потребителей. И если непорядочные торговые компании отказывают в реализации этих прав, не соглашаясь компенсировать стоимость некачественного или неподходящего товара, потребитель может подать жалобу в Роспотребнадзор или обратиться в суд с соответствующим иском. В таких случаях лучше не вести войну с нарушителем в одиночку, а воспользоваться услугами грамотного и опытного юриста в Зеленограде. Юридическое сопровождение часто играет решающую роль, поскольку далеко не все потребители знают, какие суммы и за что можно взыскать с нарушивших закон бизнесменов.

Я – потребитель, и я имею право!

Действующее в России законодательство практически всегда занимает позицию покупателя, предоставляя ему широкий круг прав. Покупателю дозволено возвращать даже те товары, которые не подошли по форме или цвету. Допускаются любые формулировки за исключением субъективной оценки типа «не могу привыкнуть» или «не нравится». В общем, статьей 25 Закон о защите прав потребителя разрешает гражданину возвращать товары надлежащего качества для обмена на равноценные, если были соблюдены следующие условия:

  • Купленная вещь полностью сохранила товарный вид и не была в употреблении;
  • Не тронуты фабричные пломбы и ярлыки;
  • Есть подтверждение покупки в виде кассового чека или иных документов, свидетельствующих о данном факте.

Потребителю следует знать, что отказ продавца обменять товар на основании отсутствия чека является правонарушением! Если нет соответствующего документа, покупатель может сослаться на свидетелей или потребовать от магазина просмотр камер видеонаблюдения.

По закону торговая компания обязана удовлетворить требования потребителя, если со дня покупки не прошло 15 дней и были учтены все вышеописанные условия.

Вы продали мне бракованную вещь!

«Продали – обменяйте на новую или верните деньги!» - такое требование со стороны покупателя при обнаружении дефекта на изделии вполне правомерны. Причем можно сразу требовать возврата денег, а не соглашаться на длительный ремонт или ожидание аналогичного товара. Это и другие положения описаны в главе 18 Закона о защите прав потребителя. Нередки случаи, когда руководство магазина начинает сомневаться в том, что дефект образовался до момента приобретения, а не стал результатом неправильной эксплуатации покупателя. Тогда торговая компания делает за свой счет экспертизу, и, если правда на стороне покупателя, магазин обязан возместить гражданину его потери.

Кстати, покупку с браком можно вернуть не только в первые 15 дней после приобретения, но и в течение всего гарантийного срока.

Что куплено в Интернете – вернуть невозможно!

Еще как возможно, статья 26.1 ЗоЗПП вам в помощь. Согласно ее положениям, заказчик имеет право отказаться от своей покупки в любое время до того момента, пока она не будет отгружена в транспортную компанию или Почту России с целью ее дальнейшей транспортировки адресату. Но и после получения заветной посылки потребитель сохраняет за собой возможность вернуть ее в течение 10 дней с одной оговоркой – транспортные расходы на обратный путь придется понести заказчику.

Это лишь базовые права, установленные Законом о защите прав потребителей, и их должен знать каждый гражданин России. В случаях, когда магазин отказывает в возврате, ссылаясь на причины, не указанные действующим законодательством, покупатель может послать руководству торговой компании письменную претензию, оформить жалобу в Общество защиты прав потребителя или составить заявление в суд. В последнем случае при доказанности факта правонарушения со стороны ответчика, он обязан не только вернуть деньги за товар, но и заплатить по требованию истца моральный ущерб, возместить расходы на экспертизу и услуги адвоката и неустойку в размере 1% от стоимости товара.

Если вы решили инициировать судебные разбирательства против торговой организации, крайне важно до начала рассмотрения дела на стадии составления искового заявления обратиться за помощью квалифицированного адвоката. Он поможет определить суть претензий и рассчитать сумму причиненного неправомерными действиями магазина ущерба. Юридическое сопровождение и знание собственных прав помогут потребителю выиграть дело и удовлетворить иск в полном объеме.