Первый на Урале, первый в России: в Челябинской области утвержден экостандарт

Общество
3 декабря 2020 года, 14:13

«Кто думал, что тема регионального экологического стандарта – более жесткого, чем нормы федерального законодательства – в Челябинской области забыта с окончанием выборных кампаний и началом пандемийных времен, тот ошибался. Экологическим Корсоветом при губернаторе во главе с Рашидом Исмаиловым он разработан и теперь начинает внедряться. Алексей Текслер заявил, что часть норм экостандарта "обретет законодательную форму на уровне региона"», – прокомментировал поистине историческое событие южноуральский политолог Александр Мельников. О задачах первого варианта «экологического ГОСТа» – в материале Агентства новостей «Доступ».

Презентация регионального экологического стандарта, разработанного Координационным советом по вопросам экологии при губернаторе Челябинской области, состоялась в ходе заседания в среду, 2 декабря. Глава региона Алексей Текслер утвердил документ.

«Для нашей области вопрос экологической безопасности остается в числе приоритетных. У нас есть действующее законодательство, но тем не менее, мы принимаем свои решения, свои подходы для улучшения экологического благополучия наших жителей. Структура самого стандарта и представляет собой эти предложения и идеи, включая комплексный подход к решению всех проблем и задач, – подчеркнул Алексей Текслер, отметив работу экспертов совета по разработке экологического стандарта. – Изучен значительный объем нормативно-правовых актов и научных материалов, проработан крупный пласт законодательных и судебных практик и решений. Эксперты, общественники и органы власти направили более 60 замечаний и предложений к разработанному проекту экостандарта. Были учтены мнения экспертов из Росприроднадзора, Росгидромета, администраций крупнейших промышленных городов. Налажен системный диалог с областной Общественной палатой».

В рамках реализации регионального экостандарта на Южном Урале создается система онлайн-мониторинга качества атмосферного воздуха, которая начнет работать уже в текущем году. Доступ к данным наблюдений будет иметь каждый желающий. «Для предприятий и их руководителей это будет настолько наглядно, что сам факт попадания в подобные списки будет вызывать вопросы. У мониторинга есть не только информационная, но и прикладная задача: все должны понимать: скрыть ничего не удастся», – отметил Алексей Текслер.


По мнению общественников, пока нерешенной проблемой остается несовершенство нормативной базы, которое не позволяет решить вопрос с критериями, которые должны предъявляться к автоматической системе датчиков загрязнения атмосферного воздуха. «Нормативная документация есть, но существуют технические проблемы, не позволяющие в полном объеме подготовить предприятия к установке автоматизированной системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха», – отметил активист общегородского движения «Горожане», директор ООО «Медаар» Павел Галкин.

Пока вопрос с квотированием находится в стадии проработки, жителям Челябинска предложили присоединиться к борьбе с загрязнителями воздуха. О любых нарушениях природоохранного законодательства можно сообщить напрямую в Минэкологии, по возможности граждан просят прикреплять к обращениям фотографии или видео, фиксирующие месторасположение, адреса либо координаты совершения нарушений – свалок, несанкционированных выбросов. Если речь идет о несанкционированных сбросах отходов, сливах стоков, то по возможности фиксировать номера автомобилей, на которых совершаются подобные деяния.


Также активно заключаются соглашения с промышленниками: до конца 2020 года дополнительно к уже действующим 16-ти соглашениям еще 30 предприятий подпишут соглашение с правительством Челябинской области. Экологический стандарт предусматривает добровольный публичный экологический аудит для предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду.


Среди тех, кто уже подписал соглашения, компании Мечел (Челябинский металлургический комбинат, Мечел-Кокс), Челябинский электрометаллургический комбинат, Челябинский цинковый завод, Челябинский трубопрокатный завод, Группа ММК (включая Механо-ремонтный комплекс, ММК-Метиз», Магнитогорский цементно-огнеупорный завод, ООО «Огнеупор», ООО «Шлаксервис»).


«Стандарт учитывает такую интересную новинку, как добровольный экологический аудит с публичным форматом. Мы обязательно это будем внедрять. Речь идет не о принуждении, а о формировании экологической ответственности всех наших предприятий. У промышленников не должно быть и мысли, что можно работать на территории Челябинской области и не нести экологической ответственности за результаты своего труда. Все новые предприятия сразу должны быть экологически чистыми, это не обсуждается. Можно сказать, что экологический стандарт систематизирует наш подход и требование к такой деятельности», – заявил Алексей Текслер.

Впрочем, по мнению члена Координационного совета по экологии, координатора инициативной группы НТИ «Эконет» Дениса Константинова, скоро у предпринимателей не останется выбора, присоединяться или нет к реализации стандарта. «Что касается экокультуры, выбросов углекислого газа, "зеленых финансов", экологического следа, то все это стало обыденной нормой поведения во всем мире, и в России будет так же. Если компания думает о будущем и живет не только сегодняшним днем, она просто будет вынуждена заниматься экологическими вопросами. Сегодня экоактивисты во всем мире сделали невыносимой жизнь компаний, которые не думают об экологии, скоро так будет и в России», – уверен Константинов.

Член Общественной палаты Челябинской области Евгений Савченко считает, что если бы соглашение было не добровольным, а обязательным, то были бы предусмотрены санкции за невыполнение обязательств. А так как санкций быть не может, со стороны предприятий нет гарантий по исполнению обязательств. «Предлагаю в будущем предусмотреть возможность донести до граждан информацию с помощью диалоговой площадки Общественной палаты Челябинской области о тех предприятиях, которые подписали соглашение, но в силу каких-то обстоятельств не выполняют обязательства по федеральному проекту "Чистый воздух". Считаю, что механизм общественного порицания – это действенный метод в связи с отсутствием штрафов и санкций. Общественность должна знать, из-за каких предприятий в городе неблагоприятная окружающая среда», – предложил Савченко.

Однако мер общественного порицания, скорее всего, не потребуется. В Минэкологии уверены, что национальные проекты являются нормативными документами программного уровня и потому обязательны к исполнению.

Член комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды Вячеслав Скворцов предложил создать систему общественного контроля за директорами крупных предприятий Челябинской области. «Думаю, нам необходимо создать такую систему, при которой директора заводов будут чувствовать над собой контроль. Я присутствую на всех заседаниях Союза промышленников и предпринимателей области, где дважды в год проходят совещания по экологии. Хочу отметить, что руководители предприятий слышат граждан и очень серьезно подходят к этим вопросам, потому что чувствуют гражданский контроль. Считаю, нам необходимо наладить систему гражданского контроля. Общественная палата Челябинской области уже наработала принципы работы, осталось их оформить, чтобы граждане их понимали», – предложил Вячеслав Скворцов.

Но вернемся к экологическому стандарту. В рамках его реализации в Челябинской области будет организована работа по созданию системы мониторинга загрязнения воды и почв, увеличению количества и площадей особо охраняемых природных территорий, реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, предотвращению возникновения несанкционированных свалок на территории региона и созданию эффективной системы утилизации отходов.

Кроме того, эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ будет тиражироваться на территории всего региона, а не только в Челябинске и Магнитогорске, которые упомянуты в федеральном законе. Будет реализована практика перевода общественного и коммунального транспорта на использование экологичных видов топлива, в перспективе это требование будет применяться и к коммерческому транспорту. Отдельным пунктом в региональном экостандарте прописаны требования к городскому озеленению, а также к количественному и качественному составу зеленых насаждений.

«В Челябинской области формируется институт экологической репутации, для бизнеса важно быть экологически ответственным. Репутационные механизмы как раз и заложены в экологическом стандарте, и все, кто будут к нему присоединяться, станут позиционировать себя как экологически ответственный бизнес, в этом суть документа – задействовать и вовлекать бизнес в эту работу», – прокомментировал Российского экологического общества, руководитель координационного совета по экологии при губернаторе Челябинской области Рашид Исмаилов.

Он подчеркнул, что задача разработчиков стандарта – диагностировать проблематику. «Мы не контролеры, а помощники. Мы наблюдаем тренд на продвижение диктатуры природоохранного законодательства, И Челябинская область занимает здесь проактивную позицию, разрабатывая первый в России экостандарт. Никто в стране такой работой не занимался. Лидерам непросто: сразу нашлись критики и хейтеры. Но такова участь лидеров. Есть такие люди и организации, которым не нравится вообще все, что делается. У нас сформулированы четыре блока. Также приведена панель инструментов экологического и налогового льготирования. Отдельно проработали тему озеленения. Сегодня предлагаем отфиксировать первую версию стандарта. Нужно определить его место в правовой системе и процесс присоединения хозяйствующих субъектов».


Региональный экологический стандарт – это свод норм, правил и рекомендаций в отношении субъектов, которые оказывают или могут оказывать воздействие на окружающую среду. Это дополнительные меры, которые не предусмотрены федеральным и региональным законодательством в сфере экологии, они жестче действующих нормативно-правовых актов.

Документ разделен на две части – теоретическую и практическую и состоит из четырех блоков: «Экология производства» (выбросы и мероприятия по контролю за ними и их снижению), «Экология человека» (создание комфортной среды), «Экологический бизнес» (вопросы льгот)  и «Экология природной среды» (развитие национальных парков и особо охраняемых природных территорий).

С полным содержанием регионального экологического стандарта можно ознакомиться на сайте Координационного совета при губернаторе Челябинской области по вопросам экологии.


По словам Рашида Исмаилова, раздел с конкретными целевыми показателями экостандарта до 2024 года подлежит корректировке, поскольку результаты должны быть «синхронизированы с национальным проектом "Экология", показатели которого сейчас пересматривают». Все показатели регионального экостандарта должны отвечать современным запросам, поэтому Координационный совет по вопросам экологии будет на постоянной основе совершенствовать и развивать документ с учетом внедрения новых производственных и защитных технологий.

Эту же задачу ставит перед Корсоветом и губернатор. «Вы знаете, продолжаются существенные изменения. Они вносятся регулярно в федеральную нормативную базу, в рамках нового указа президента Российской Федерации по национальным целям сформулированы дополнительные задачи, в том числе экология. Поэтому, конечно, наш региональный стандарт нужно будет синхронизировать со всеми теми процессами, которые проходят на федеральном уровне. Также нельзя забывать, что появляются новые технологии, новые возможности. В этой части стандарт должен совершенствоваться постоянно с учетом мировых и федеральных трендов», – озвучил поручение Алексей Текслер.

Глава региона не исключает: челябинский экологический стандарт может быть внесен на федеральный уровень.


Напомним, Координационный совет по вопросам экологии при губернаторе Челябинской области был создан летом 2019 года. Перед новым объединением главой региона была поставлена ключевая задача – создание и внедрение Экологического стандарта Челябинской области, а также реализация национального проекта «Экология». К работе новой структуры, которую возглавил руководитель Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество», заместитель председателя Общественно-делового совета нацпроекта «Экология» Рашид Исмаилов, были приглашены независимые экологические эксперты международного уровня, региональные экоактивисты, а также представители крупных промышленных предприятий Южного Урала – участникам было предложено вынести за скобки накопившееся за прошлые годы недопонимание и межличностные конфликты: губернатор поставил задачу сформировать сбалансированный состав совета, учитывающий интересы всех сторон, призвал представителей промышленности, предпринимательского сообщества к максимальной активности и открытости, а также попросил обратить внимание на вопросы объективности и доступности экологической информации, результатов мониторинга состояния окружающей среды, пообещав, что региональная власть, со своей стороны, также будет следовать принципу открытости в вопросах экологической повестки. Кроме разработки регионального экостандарта на Корсовет была возложена работа в направлении экологической медиации – решения спорных конфликтных вопросов.

Создание совета и заявления об экологической перезагрузке эксперты назвали одним из наиболее стратегически значимых мероприятий, инициированных Текслером на посту главы региона.