Ольга Трубина: Наркологические проблемы – это кризис взросления

Общество
23 марта 2016 года, 14:40

В Челябинске немало людей, которые ежедневно делают что-то хорошее и полезное, однако большинство жителей региона даже не знает о своих земляках, создающих современный облик сурового уральского города. Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА об активистах, спортсменах, медиках, социальных работниках и представителях многих других профессий, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее, воспринимая это как служение, личный выбор и ответственность.

Тема детской наркомании остается напряженной из-за доступности «спайсов» и других запрещенных веществ для несовершеннолетних, во многом благодаря интернету. Нередко употребление наркотиков приводит детей к серьезной зависимости, а иногда преступлениям и даже суицидам. Новым героем рубрики «Без пафоса» стала заведующая детско-подростковой службой Челябинской областной клинической наркологической больницы, главный внештатный детский нарколог Управления здравоохранения Челябинска Ольга Трубина. О том, как челябинские врачи противостоят детской наркомании и что нужно сделать, чтобы уберечь ребенка от пагубной зависимости – в интервью Агентства новостей «Доступ».

- Ольга Сергеевна, как Вы стали врачом?

- У меня была дилемма – я выбирала между педагогикой и медициной, тогда один умный человек мне подсказал, что медицина должна быть основной специальностью, а не хобби. Я поступила в мединститут, хотела стать психотерапевтом, получила специальность психиатра, отработала в этой области три года, а потом ушла в наркологию. В ЧОКНБ попала, можно сказать, случайно – мне нужна была справка от нарколога, а когда пришла за ней, предложили поработать в организационно-методическом отделе больницы. Я не связывала всю свою жизнь с психиатрией, поэтому легко сменила направление деятельности.

- Почему Вы занимаетесь именно детьми. В чем разница работы с ними и взрослыми?

- В работе с детьми есть больше возможностей, потому что их психика пластичней, органических повреждений меньше, больше надежды на положительный эффект. Дети чаще готовы меняться и слышать, в отличие от взрослых. В то же время взрослые, состоящие на наркологическом учете, как правило, инфантильны, «застревают» в подростковом кризисе – ищут себя в социуме. Я воспринимаю наркологические проблемы как сложности роста. Кризисы, связанные с взрослением, дестабилизируют человека, одновременно заставляя задуматься о смысле своей жизни. В такие периоды возрастает риск ухода от проблем с помощью психоактивных веществ.

- Как к Вам попадают ваши пациенты?

- Как правило, у подростков нет осознания проблемы из-за особенностей возраста, отсутствия критики их поведения. Поэтому обратиться к специалистам их вынуждают родители либо обстоятельства, например, подростки находятся под следствием и решением суда им предлагается пройти обследование и лечение. Направляют к нам на консультацию и комиссии по делам несовершеннолетних, где также ставится вопрос о необходимости принятия мер медицинского характера.

- Что приводит детей к употреблению наркотиков?

- Есть биологические предпосылки – во-первых это отягощенная наследственность, уровень «гормонов радости» и нарушенный обмен веществ не позволяют ему ощущать себя счастливым, эмоциональный фон ребенка изначально находится в минусе. Кроме того, есть личностные особенности, здесь тоже может быть сбой. Часто присутствует психологическая травма в раннем детском возрасте. Также могут быть социальные проблемы в семье и коллективе, недостаточное внимание родителей, школьная дезадаптация, неумение отстоять себя в группе, сказать «нет». К тому же, подростки подвержены влиянию «моды» на наркотики.

- Наркозависимые подростки чаще из благополучных семей или наоборот?

- Сегодня в стационаре большинство ребят из детского дома, примерно 2/3, однако никто не застрахован – к нам обращаются и благополучные семьи, только они приходят на более раннем этапе, потому что встревожены поведением своих детей и готовы сотрудничать со специалистами. Иногда встречаются благополучные семьи, где родители упорно не замечают проблемы, избегая ее даже обсуждать. В такой семье подросток может приходить вечером и ложиться спать, а утром уходить в школу, а родители считают, что все в порядке. Так же, как и дети-сироты, без семьи, которые находятся в приюте или социально-реабилитационном центре, они попадают к нам довольно поздно.

- Какие используются методики работы с детьми?

- Мы подключаем усилия нескольких специалистов, чтобы добиться результата. Кроме нарколога, у нас работает семейный психотерапевт, медицинский психолог, специалист по социальной работе. Используются групповые и индивидуальные занятия, например, тренинги по навыкам отказа в ситуации давления – как сказать «нет» и индивидуальные психотерапевтические сеансы. Назначается медикаментозное лечение. Препараты держат под контролем патологическое влечение к наркотикам, алкоголю, токсическим веществам. Некоторые лекарства используются для лечения эмоциональных расстройств, которые часто сопровождают употребление наркотиков. Также нужно восстанавливать ущерб, нанесенный мозгу.

- Каковы результаты лечения?

- Синдром зависимости – это хроническая патология. Перед врачом стоит ряд задач: максимально увеличить фазу ремиссии, снизить тягу к психоактивным веществам, выровнять эмоциональный фон, повысить адаптивность человека. Однако стоит помнить, что зависимость не исчезает, а остается на всю жизнь, в «спящем» состоянии. Физиологическую зависимость наркологи могут подкорректировать, но на психологическом уровне пациенту необходимо постоянно прилагать собственные усилия в осознании своих проблем и отказаться от употребления изменяющих состояние сознания веществ.

- Взаимодействуете ли вы с правоохранительными органами?

- Основная масса ребят, которых мы берем на профнаблюдение, идет по линии правоохранительных органов. Мы обмениваемся информацией с учетом сохранения врачебной тайны. Проводятся освидетельствования с привлечением специалистов экспертной службы и химико-токсикологической лаборатории.

- Какие наркотические препараты сегодня чаще употребляют подростки?

- Сегодня зависимость от «традиционных» наркотиков практически отсутствует, потому что вытеснена синтетическими препаратами, «спайсами». Последние дешевы в производстве, поэтому доступны для малообеспеченных лиц, в том числе подростков. Сегодня в распространении синтетических наркотиков широко используется интернет, который позволяет делать это максимально скрытым образом.

- Чем опасны синтетические наркотики?

- «Синтетика» вызывает необратимые органические поражения центральной нервной системы – некоторые области мозга просто «выпадают», человек может превратиться в «овощ» даже после единственного употребления. Более того, это новые препараты, которые фактически «тестируются» на потребителях, то есть зависимые лица становятся подопытными кроликами по собственной воле. Синтетические наркотики крайне опасны, привыкание возникает быстро, происходит разрушение личности, развивается слабоумие.

- Какова смертность среди подростков от наркомании?

- За 2015 год судебно-медицинской экспертизой зарегистрированы два летальных случая по Челябинску – падение с высоты (в организме обнаружены наркотики) и второй факт – отравление летучими растворителями в гараже. Еще одна смерть несовершеннолетнего произошла в области.

- Было немало случаев, когда люди выпрыгивали из окна под действием наркотиков. Почему препараты оказывают именно такой эффект?

- В своей измененной под воздействием наркотиков реальности они выпрыгивают вовсе не из окна. Один из пациентов рассказывал, что «вышел из дома и заснул», а на самом деле, после выхода из состояния опьянения он оказался в туалете. Наркополицейские рассказывали историю о том, как мальчик убил свою мать, приняв ее за «монстра».

- Часто встречается алкоголизация подростков?

- На профилактическом наблюдении у детского нарколога она превалирует. Это своего рода «наркотик для начинающих». Подростки ищут новые ощущения и начинают пробовать все подряд, а потом на чем-то останавливаются – это называется поисковый полинаркотизм. При этом зависимость прогрессирует, вместо алкоголя может появиться наркотик.

- С какого возраста начинают употреблять психоактивные вещества?

- Первые пробы в самом неблагополучном варианте происходят в семь-восемь лет. Как правило, начинают с табака, потом может присоединиться алкоголь, а дальше и наркотики. Мы наблюдаем и лечим пациентов с 15 до 18 лет, а более юных направляем на обследование к психиатрам, так как употребление психоактивных веществ в детском возрасте может быть связано с серьезными психическими отклонениями.

- Приведите негативный и позитивный пример лечения.

- Мы наблюдаем одного мальчика, который был у нас на лечении уже семь раз. Видим, что он не справляется, потому что находится в асоциальном окружении. Даже если он принимает решение в пользу отказа от наркотизации, то окружение его снова «подсаживает». Когда парень пришел к нам в седьмой раз, то уже имел множество правонарушений, татуировки и стало понятно, что он уже глубоко втянут в криминальную среду.

Одновременно под нашим наблюдением был 16-летний подросток. Мы его после стационарного лечения направили на реабилитацию в Магнитогорск. Там реабилитанты общаются с равными консультантами, которые в свое время также прошли реабилитацию. Эта система «равный равному» сегодня считается одной из самых результативных. Этот парень приходил к нам после реабилитации и говорил, что все у него хорошо, многое осознал.

Реабилитация – это долгий путь. Когда человек только попадает в отделение, он может вначале отказываться от нее, но через некоторое время многие начинают понимать, что сами они не смогут справиться, и готовы принять помощь.

- Ведется ли работа с родителями?

- Родителям всегда предлагается психокоррекционная работа, однако лишь немногие из них на нее соглашаются. Низкий уровень ответственности проявляется именно в этом. Примерно 2/3 родителей уклоняются, как могут, не хотят замечать проблемы, игнорируют – это психологическая защита от травмирующей информации. Однако все же это социальная патология, и если семья не меняется, то ребенок остается прежним. Для родителей есть индивидуальные и групповые консультации – мы используем психологическую диагностику способов воспитания, рекомендуем специальную литературу. Если родители включаются в работу – положительный результат приближается к 90%.