Ольга Шкода: Тот, кто помогает животным, априори хороший человек
Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА о южноуральцах, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее. И часто – на голом энтузиазме.
Сегодня в большинстве городов России большое количество бездомных животных, и Челябинск не исключение. Часть таких животных отстреливают, других пытаются сдать в приюты, реально помогают очень немногим. В Челябинске одной из организаций, которая оказывает помощь хвостатым «беспризорникам», является Центр временного содержания и реабилитации животных «Шанс». Его руководитель Ольга Шкода рассказала Агентству новостей «Доступ» о том, как травят и отстреливают кошек и собак областного центра, а также что с этим можно сделать.
Фото из личного архива Ольги Шкоды
Ольга Шкода с детства была окружена домашними животными, и сегодня мать троих детей не представляет жизни без собак и кошек. «Мой сын встает утром и первым делом идет выгуливать собак и только потом завтракает. Для ребенка это чувство ответственности». Сегодня она руководитель Центра временного содержания и реабилитации животных «Шанс».
ЕСЛИ МОЖЕШЬ ПОМОГАТЬ – ДЕЛАЙ ЭТО
- Животные беззащитные... Человек, если у него есть проблема, может сказать об этом или что-то сделать, а зверь нет. Нам приходилось помогать разным животным: были и хорьки, и белки, даже хамелеоны, однако основная масса – это кошки и собаки. Чтобы их содержать, мы арендуем помещение (старый барак), также берем животных к себе домой, просим и убеждаем знакомых и родственников помогать передержками.
Где берем животных? Просто выходим во двор, видим брошенного котенка и берем. Чаще всего приходится брать именно к себе. Из миллионного города единицы готовы помочь. Я всем говорю, что нужно всегда начинать решать проблему с себя: можешь помочь кому-то – делай это сам. Никогда не нужно проходить мимо и думать, что кто-то другой придет и спасет это конкретное животное. Нет такой профессии – зоозащитник, все они это обычные люди. И возможно, вы были последним шансом для этого животного. В конце концов, неслучайно эта кошка или собака встретилась именно на вашем пути.
Хочу сразу сказать, что мы не собираем всех животных подряд, потому что нужно оценивать свои силы.Тот, кто помогает животным, я считаю, априори хороший человек, но давайте делать это разумно. Нельзя собирать по 70 собак в одной квартире и доводить до того, чтобы они начинали есть друг друга. Я уже не говорю про неудобства, которые испытывают при этом соседи. Когда на одной территории находится слишком много животных, кто-то обязательно заболеет и перезаражает остальных. Спасти хочется всех, но мы не можем рисковать 20 животными, чтобы спасти еще одного, если нет возможности обеспечить карантин.
ВОЗВРАЩАЮТ ЖИВОТНЫХ ОЧЕНЬ ЧАСТО…
- Каждое наше животное пристраивается по договору, где прописано, что его нужно ежегодно показывать ветеринару, вакцинировать, нельзя выбрасывать на улицу, выпускать на так называемый самовыгул. Также есть пункт, который оговаривает возможность возврата питомца. И кстати, им пользуются нередко: кому-то не нравится, что животное начинает гадить, другие переезжают, разводятся, у некоторых появляется аллергия. Очень много возвратов от молодых пар – люди поиграли в хозяев, им надоело…
Фото из личного архива Ольги Шкоды
Неизвестно почему, но многие полагают, что нужно срочно избавляться от животного в случае беременности. Я выносила троих своих детей и не понимаю, чем кошки и собаки могут навредить... Одного из наших питомцев вообще вернули, потому что он разбил горшок с цветком.
При этом мы всегда, прежде чем передать животное хозяину, проводим долгую беседу, просим подумать, точно ли люди приняли решение взять ответственность за живое существо. Некоторые даже обижаются – мол, мы им не доверяем, будто мы выбираем хозяина, а не они – питомца. Но и после таких бесед и обид бывают возвраты.
«Отдаем животных не всем. Отказываем несовершеннолетним, гражданам без постоянной работы, нетрезвым, слишком пожилым, очень редко отдаем людям, живущим на съемном жилье, – это снижает вероятность того, что животное окажется на улице или будет возвращено. Возвраты многие питомцы переживают очень тяжело».
Чаще всего удается пристраивать благодаря объявлениям в интернете, а также акциям в торговых комплексах Челябинска. В первую и третью субботы месяца мы стоим в ТРК «Родник», во вторую субботу – в ТК «Маяк для дома», в четвертую – в «Алмазе». Также иногда сотрудничаем с ТК «Фиеста». Пускают нас на безвозмездной основе. Хочу отметить, что все животные старше шести месяцев у нас кастрированы, стерилизованы, привиты и с ветеринарными паспортами.
ОТСТРЕЛ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ – БОЛЬНАЯ ТЕМА
- Большое количество животных ежедневно попадают в ветприемник, который в народе называют «живодерней». Согласно утвержденному муниципалитетом порядку там собак и кошек должны содержать в течение трех дней, а потом усыплять. Очевидно, что за три дня найти питомцу хозяина практически нереально, плюс одному человеку там позволяют взять только одно животное. Но и этих трех дней у большинства отловленных животных нет – до ветприемника живыми доезжают единицы. Взрослых беспородных собак там вообще не бывает, хотя отлавливают их очень много. Людей в ветприемник пускают далеко не всегда, я не знаю, от чего это зависит. От настроения работников, видимо.
Многие нам жаловались, что хотели приехать туда и выбрать питомца, но ворота были закрыты, и из-за них не доносилось лая или мяуканья. Государственных приютов в Челябинске нет, как и в большинстве городов России. То, что у нас называют приютами, на деле является частными домами, садовыми участками или квартирами неравнодушных людей, где содержится от нескольких десятков до нескольких сотен животных. Эти приюты не получают помощи государства или муниципалитета, найти постоянного спонсора тоже большая проблема. Ни один из таких приютов, как и наш Центр, не в состоянии принять всех животных Челябинска. Наша организация, к примеру, держится на инициативе и неравнодушии нескольких человек.
Отстрел бездомных животных – больная тема всех, кто неравнодушен к их судьбе. Самое страшное, что убивают их обычно в дневное время, зачастую прямо на детских площадках, при помощи ядовитых дротиков. Такие «стрелки» легко могут попасть и в детей. Мы не раз обращались в прокуратуру по данным фактам, однако нам отвечают, что нет состава преступления. Последнее обращение было, когда летом во дворе по Комсомольскому проспекту отстрелили кошек – струдники ветприемника заявили, что десять кошек просто усыпили и увезли, но приехавшая на следующий день женщина не нашла ни одного животного со своего двора. Одного котика с дротиком в щеке подобрала и отнесла в ветклинику, где он через несколько минут погиб, наш волонтер. Экспертиза дротика показала, что в нем был яд. И это все, между прочим, делается на наши деньги – на отлов из муниципального бюджета выделяются миллионы. В итоге проблема никак не решается. Мы убеждаем всех, что эффективнее не убивать, а стерилизовать бездомных животных. Нужна гуманная программа.
Конечно, агрессивных и опасных животных нужно усыплять. Однако в Челябинске в руки работников службы отлова чаще попадают социализированные животные, которых легко поймать. Они доверяют людям, легко идут на контакт. Более того, в последнее время тем, кто пристраивает котят или щенков, начали звонить сотрудники «живодерни», которые обещают пристроить питомцев в приют и забирают всех. Что с ними случается потом, объяснять не нужно.
ЖЕСТОКОСТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?
- Конечно, разумное применение силы в отношении животных допустимо, потому что по-другому просто невозможно. Иногда на наших передержках приходится разнимать дерущихся кошек с помощью газеты или воды, и это нормально. Однако не нужно тыкать животное носом, если оно сходило в туалет в неположенном месте, или закрывать его где-нибудь на целый день. Для этого есть специальные системы дрессировки и наказаний. Почитайте форумы, там много толковых советов можно найти. Например, не понимаю, зачем бить животное, если оно разбило горшок.
МНОГО ЗЛОБЫ СРЕДИ ЗООЗАЩИТНИКОВ ЧЕЛЯБИНСКА
- Я начала заниматься зоозащитой в 2011 году, сегодня «старичков» остались единицы. Психологически это выматывает, особенно когда животные болеют, погибают на глазах. При этом я не понимаю, откуда столько злобы среди некоторых зоозащитников Челябинска, ведь делить, в общем-то, нам нечего. Все, как могут, делают хорошее дело. К нашей организации много претензий из-за того, что мы не забираем животных с «живодерни». А нам это просто не по силам: кошки и собаки поступают оттуда больные. Чтобы их выходить, нужно очень много денег и времени, которых нам не хватает (все наши помощники ведь работают, у всех семьи, иногда случаются проблемы). Больных животных мы не пристраиваем, это нечестно по отношению к людям, которые приходят за питомцем к нам. Мы пытаемся бороться с проблемой, а не со следствием, надеемся добиться того, чтобы ветприемник начал работать иначе.
Среди зоозащитников иногда встречаются мошеннические организации. Первый раз столкнулась с этим три года назад. Лично я участвую в работе нескольких зоозащитных организаций – «Котопес», «Лис», «Наш дом» и «Дверь в лето». Однажды неизвестный мне приют объявляет сбор денег для животного, местоположение которого я знаю, и дает свои реквизиты. Главное, что ничего сделать с этим невозможно – просишь заблокировать страницу, но на это уходит слишком много времени.
ЖИВОДЕРСКИЕ КОРМА
- Очень сложно найти квалифицированных ветеринаров в Челябинске. Почему-то у людей врачи делятся по специализациям, а в ветеринарии нет такой системы. Лично я обращаюсь с различными проблемами к разным экспертам, потому что большинство ветеринаров, как и человеческие врачи, являются специалистами по каким-то определенным болезням. Мы работаем с несколькими клиниками, которые предоставляют нам скидки на стерилизацию и кастрацию животных. Стоимость услуг высокая. Для меня стерилизовать кошку стоит 1 тыс. рублей, и это со скидкой. Остальным ценник выставляют от 1,5-2 тыс. рублей и выше. Стерилизация собаки стоит 2-3 тыс. и больше в зависимости от веса, по которому рассчитывается наркоз. Первые необходимые процедуры для только что найденного животного обойдутся примерно в 3 тыс. рублей за месяц – нужно показать его ветеринару, промыть, дважды «проглистогонить». Также нужно поставить две вакцины по 200 рублей каждая. Плюс стерилизация, содержание в условиях карантина минимум 10 дней.
Животное, кроме того, нужно кормить, а еда стоит 200-400 рублей за килограмм. При этом мы не используем корма, которые сегодня активно рекламируются. Мы называем их «живодерскими», потому что они низкого качества, в них много консервантов, заменяющих мясо. Постоянное употребление таких кормов вызывает через три-четыре года мочекаменную болезнь, цистит и, главное, сокращает жизнь питомца.
Чтобы понимать, что происходит с организмом животного, представьте, что вы каждый день на завтрак, обед и ужин употребляете лапшу быстрого приготовления или порошковое пюре. Пристраивая животное, мы всегда даем рекомендации по кормлению, также это может сделать ветеринар.
НЕ КАЖДОМУ МОЖНО ДОВЕРИТЬ ПИТОМЦА
- Я за чипирование животных – это поможет без проблем находить их, если они потерялись, и определять нерадивых хозяев, если их выбросили. Неплохо было бы штрафовать таких граждан. Также стоит ввести налог на содержание и продажу питомцев: хотите, чтобы ваша кошечка или собачка рожала, а котик или пес «жил полной жизнью» – платите. Раньше мы пробовали обучать хозяев обращению с животными, но сейчас такая практика прекратилась.
Фото из личного архивы Ольги Шкоды
Думаю, было бы разумно ввести курсы для хозяев по правилам обращения с животными, потому что не всем можно доверять питомцев. Например, в Европе вообще нет бездомных животных, потому что для получения питомца ты около года стоишь в очереди и просто обязан его содержать в нормальных условиях.
Беседовал Сергей Боровинских
на рассылку dostup1.ru