Ольга Селезнева, Камерный хор им. В. Михальченко: Есть программы, которые учатся «с кровью»

Интервью
24 марта 2019 года, 09:23

Десятки концертов, сотни произведений и почти тысяча часов репетиций в год – все это Камерный хор Челябинской филармонии имени Валерия Михальченко. А если все это умножить на 45 – коллектив отмечает юбилей уже 5 апреля – получится и вовсе какая-то запредельная цифра. В канун торжества корреспондент Агентства новостей «Доступ» встретился с художественным руководителем коллектива Ольгой Селезневой, чтобы выведать секреты творческого долголетия и завоевания публики не только на родине, но и за рубежом.

- Ольга Петровна, сразу скажу, я ваша преданная поклонница, когда есть возможность, обязательно прихожу на выступления Камерного хора, правда, видела далеко не все программы – а кстати, сколько их у вас? И как вообще формируется репертуар?

- В основном, мы стараемся придерживаться классического репертуара, на духовную музыку люди всегда идут с большим удовольствием, но понимаете, каждый месяц невозможно петь что-то одинаковое, одноплановое, хочется всегда какого-то разнообразия, и именно это помогает собирать слушателей в зале раз за разом. Поэтому мы стараемся сделать и какой-то «легкий» репертуар.

Так, в сентябре у нас состоялась премьера «Всенощного бдения» Анатолия Киселева, современного московского композитора. А например, в Год кино сделали программу «Музыкальная история советского кино». Или помните,  был проект «Ночь в филармонии» – мы исполнили там программу «Золотые хиты зарубежной эстрады».

- А чьи все это идеи?

- В основном, все это идет от меня. Но иногда включаются и артисты хора. Например, в создании программы, посвященной киномелодиям, принял активное участие солист хора Юрий Никитин – он же стал аранжировщиком нескольких песен для хора. И это не единичный случай – Юра был музыкальным редактором программы «Госпожа Оперетта», когда мы впервые не только пели, но еще и двигались на сцене.

- Вот на этом про «впервые в жизни» давайте остановимся подробнее – в этом году ваш коллектив освоил еще и такой жанр, как опера… Как вы к этому пришли?

- Да, у нас много что происходит впервые… Началось все с того, что на одном из концертов, посвященном творчеству наших челябинских композиторов, Елена Михайловна Поплянова предложила нам исполнить сцену из своей оперы «Смерть чиновника». Вы же знаете, гениальные идеи часто рождаются неожиданно, сиюминутно. Вот и тут получилось так же. Спустя несколько дней собрались в кабинете у директора филармонии: я, Адик Аскарович Абдурахманов (руководитель камерного оркестра «Классика». – Прим. АН «Доступ»), Елена Михайловна, обсуждали прошедший концерт. А Адик Аскарович уже какое-то время вынашивал мысль сделать небольшую камерную оперу вместе с хором. И вот за материал Елены Михайловны он буквально ухватился – тем более что многие сцены у нее уже давно были написаны, надо было только решить с составом оркестра  и довести все до конечного результата.

- А как отреагировали ваши артисты?

- У нас в хоре работают удивительные люди – они всегда обеими руками за любые нововведения, хотя это новое, бывает, вызывает некоторые опасения и страхи. Так было и в этот раз. Сразу с руководством филармонии стали думать, кто займется декорациями, костюмами, кто будет режиссером – было решено пригласить Сусанну Цирюк, режиссера из Санкт-Петербурга. Долго не раскачивались – работа началась практически сразу.

- И как легко вы освоились в новом для себя жанре?

- Начнем с того, что музыка оперы достаточно непростая, сложная, что потребовало большого количества времени для подготовки. Нужно отдать должное Елене Михайловне Попляновой. Она такой своеобразный  «живчик», «заряд положительной энергии»  – отзывчивый, доброжелательный человек, всегда готовый прийти на помощь. И она приходила к нам, занималась с нашими солистами, помогала им вникнуть в образ, помогала понять, преодолеть сложные вокальные моменты именно через понимание образа героя, которого они исполняют.

Сусанна тоже понимала, что все-таки мы не профессиональные актеры, много с нас не стребуешь, и находила возможности немного облегчить репетиционный процесс.

Для всех, конечно, были неожиданностью эти костюмы, бутафория, поскольку и для хора, и для оркестра все-таки более привычен академический вариант, но тут образы оказались настолько гармоничны… Даже Адик Аскарович, хотя и был немного шокирован, все-таки надел костюм и был в нем очень органичен.

- И Вы ведь тоже в этом спектакле не ручками водили...

- Да, мне Сусанна сказала: я хочу, чтобы Вы, Оля, тоже принимали участие. Вы будете женой Генерала. То есть в данном случае я оказалась абсолютно бессловесной фигурой.

И это все помогло создать гармоничную атмосферу, что подтвердил и зрительский интерес: на премьере был аншлаг, а после премьеры филармонию атаковали те, кто не смог попасть в зал, с просьбами о повторе. И мы снова сыграем оперу «Смерть чиновника, или Эпизоды из жизни милостивейших государей» практически сразу после юбилейных торжеств, уже 9 апреля. 

- Ольга Петровна, а сколько надо времени на подготовку программы?

- Это все зависит от ее сложности. Бывают такие программы, которые учатся буквально «на раз». Те же песни из кинофильмов: они легкие для восприятия, более легкие для исполнения, они на слуху, в конце концов. А есть программы, которые учатся достаточно долго, порой «с кровью». Плюс у нас редко бывает так, чтобы взять одну программу и полностью в нее погрузиться. Чаще мы одновременно готовим несколько программ.  

- И сколько их за сезон?

- Я, когда планируется репертуар на следующий концертный сезон, а это происходит всегда до Нового года (то есть мы уже в ноябре 2018 года знаем, что будем петь в сезоне 2019-2020), каждый месяц ставлю какую-то новую программу. Но помимо десяти основных программ всегда возникают попутно какие-то еще концерты, и поэтому в месяц иногда получается до четырех-пяти концертов.

- Если Вы что-то берете в репертуар – коллектив всегда Вас поддерживает?

- Ну, все же люди разные, вкусы у всех разные. И все-таки чаще я слышу восхищение музыкой, которую мы исполняем.

Вот, например, 25 марта у нас состоится премьера Missa Tirnaviensis («Трнавской мессы»)  современного словацкого композитора Станислава Шурина. Очень интересная музыка с красочными гармониями, звучит очень свежо, я, во всяком случае, не слышала, чтобы кому-то из артистов хора она не понравилась.

- А программа к юбилейному концерту у вас уже готова?

- Конечно! Будем исполнять произведения современного польского композитора Милоша Бэмбинова Veni Sancte Spiritus («Приди, Дух Святой»). Также споем то, что давно в репертуаре и любимо зрителем: это Родион Щедрин «Озорные частушки» из оперы «Не только любовь», это Георгий Свиридов – два хора из «Пушкинского венка», «Зорю бьют» и «Стрекотунья белобока». Конечно, будут и премьеры: два номера из симфонии-действа «Перезвоны» Валерия Гаврилина – их премьера состоится в ноябре следующего концертного сезона, номер из «Цыганской литургии» Зорана Мулича, современного сербского композитора (премьера состоится в сентябре в рамках духовного фестиваля. – Прим. АН «Доступ»), прозвучит премьерное сочинение Игоря Якушенко – один номер из его цикла «Лирика русской свадьбы», шикарный номер – «Уж я лесом шла», будет исполнять солистка хора Наталья Пугачева. Также в программе юбилейного концерта прозвучит Ave Maria Феликса Мендельсона – сложнейшее восьмиголосное произведение, солист – Заслуженный артист РФ Николай Волков. Ну, и полюбившиеся произведения из программы «Хиты зарубежной эстрады»: Skyfall Адель и Words из репертуара группы Real Group.

- Подпеваете ли Вы хору на концертах?

- Вообще-то, дирижер подпевать не должен – есть такое ошибочное мнение, кажется, будто когда ты поешь сам, то и хористы поют лучше. Я не подпеваю, но стараюсь проартикулировать какой-то текст, подсказать.

- Но Вы же должны, получается, помнить вообще всю партитуру – сотни песен, восемь голосов, интервалы, нюансировка – тише, громче…

- Да, в одной программе от 15 до 20 произведений. Но это моя работа плюс результат ежедневных репетиций.

- Ротация кадров у вас происходит?

- Происходит, и что особенно радует, молодежь приходит на прослушивания. Есть определенные требования к артисту коллектива. Если коротко: они поют одно сочинение  a’cappella, одно сочинение с сопровождением, «читают с листа» предложенное произведение – и уже слышны умения человека, чистота интонации, я понимаю возможности голоса, слышу тембр голоса и слышу, будет ли тембр этого человека сливаться с остальными голосами в хоре.

Сейчас наш коллектив с полным правом можно назвать сплавом молодости и опыта – возрастной разбег от 20-ти с небольшим и до… У нас поют два человека, которые работают с основания Камерного хора, то есть уже на протяжении 45 лет – это Любовь Белова и Георгий Дунаев.

- А есть у вас любимый голос – женский, мужской?

- Я люблю все голоса. Правда, не могу выбрать. Я в принципе люблю звучание хора – с детства.

- Как, по-вашему, есть музыка, которую может правильно исполнить только русский хор?

- Да. Это наша русская духовная музыка, сочинения русских композиторов  – Сергея Танеева, Сергея Рахманинова, конечно, Георгия Свиридова, у которого через все творчество красной нитью проходит: Россия, Родина, Русь…

Конечно, и зарубежные музыканты могут это исполнять, но немножечко не так. Справедливости ради скажем, что и мы иностранную музыку исполняем  не так, с русским колоритом, а они, соответственно, в русскую музыку привносят западный менталитет. Особенно ярко мы почувствовали это во время обмена дирижерами в 2017 году. Когда мы были с гастролями в Польше двумя годами ранее, дирижер хора Ченстоховской филармонии Януш Сядляк предложил нам такой эксперимент. Мы готовили программу польских композиторов, и Януш приезжал и дирижировал нашим хором, а они готовили программу русской духовной музыки, и я отправилась туда и руководила его артистами. Так вот, у нас настолько длинная фраза в сочинениях русских композиторов, что мы часто пользуемся цепным дыханием. В западной же музыке более короткие фразы, поэтому нам сложно перестроиться, кажется, что музыкальная ткань будто рвется. В свою очередь, артистам польского хора было сложно петь большие фразы на одном дыхании, давалось им это с трудом, но, тем не менее, они справились.

Отмечу, что за рубежом хотят слушать именно русскую духовную музыку, русские народные песни – это всегда идет на ура. Так, недавно мы были в Австрии – и нас попросили исполнить, помимо духовных песнопений и русских народных песен, сочинения Рахманинова, Свиридова, Чайковского…

- А часто ездите на гастроли?

- За последние пять лет у нас была Германия, Польша, Чехия, остров Валаам (Карелия) и Австрия, то есть получается, раз в год мы куда-то едем.

- Ольга Петровна, есть у вас какая-то градация по важности концертов, будете как-то особенно готовиться, если вам скажут: завтра поете перед президентом?

- Разницы нет никакой. Для людей, которые себя уважают и уважают своих слушателей, ее и не может быть. Профессиональное отношение к своему делу должно быть всегда, вне зависимости от того, поем мы детям в школе или президенту. Каждый концерт одинаково ответствен.

- Есть ли у вас пожелание коллективу в канун юбилейной даты?

- Только одно: продолжать любить свою работу.

Беседовала Ольга Бороденок,
фото Надежды Пелымской, из архива Челябинской государственной филармонии