Олег Климов: Чтобы леса остались живыми, нужно минимизировать человеческий фактор

Интервью
27 мая 2016 года, 09:30

В Челябинской области полыхают леса: с 15 апреля в регионе зафиксировали более 340 природных пожаров на площади более 2 тыс. гектаров. И пока местные жители, задыхающиеся от дыма и смога, просят «небесную канцелярию» о майских ливнях, в правительстве готовятся к худшему – наивысшему, пятому, классу пожарной опасности. О том, что такое особый пожароопасный режим, кому сегодня можно ездить в лес и сколько придется заплатить за небрежно брошенный окурок в лесу – Агентству новостей «Доступ» рассказал заместитель губернатора Олег Климов.

- Олег Борисович, в Челябинскую область пришла летняя жара. На июнь погоду тоже обещают июльскую. Как сегодня у нас обстоят дела с лесами?

- У нас введен особый противопожарный режим. Это связано с погодными условиями. Как вы знаете, территория области сейчас находится в зоне IV класса пожарной опасности – выше только V класс. Поэтому губернатором принято такое решение, которое подразумевает, прежде всего, профилактическую работу с людьми. Она будет проводиться на всех уровнях власти – в районах, городах, поселениях.

- Уточните, пожалуйста, что значит фраза «ограничен вход и въезд в леса»?

- Это значит, что на территории лесов должны находиться только те люди, которые там работают. Понятно, что нельзя ездить в леса на пикники, жарить там шашлыки. Но! Вход в лес для занятий спортом или для прохода к рекам и озерам не запрещается. Грибники и ягодники также могут посещать леса. Контролировать ситуацию будут специальные патрули, в состав которых входят представители лесничеств, полиции, МЧС и других структур, которые определяют органы местного самоуправления.

- В постановлении речь идет о разжигании костров, правильно? А если человек приедет со своей мини-печкой или мангальчиком?

- Естественно, нет… Знаете, 360 лет назад появился Наказ о Градском благочинии. Тогда в России только начинали формироваться меры пожарной безопасности. Так вот, за разведение огня в печи летом, в сухую погоду, в Москве полагалась смертная казнь. Мы все помним, та же Москва выгорала у нас полностью с большими человеческими потерями. Лес – это тоже большой организм с животными и птицами. Мы должны его беречь.

- А сейчас как наказывают, напомните, пожалуйста.

- За разведение костров предусматривается штраф: 2,5-5 тыс. рублей – с физического лица. А если организация решила вывезти коллектив на пикник, то штраф может достигать 200 тыс. рублей. Причем если из-за костра разгорелся пожар, пострадали деревья, зафиксирован ущерб, наступает уголовная ответственность.

- И каков на сегодняшний день материальный ущерб?

- Пока назвать его нельзя. Определить, погибло дерево или выгорело до степени прекращения роста, можно будет не раньше осени. Зачастую наши службы успевают тушить огонь своевременно, и деревья возрождаются через год-другой. В прошлом году ущерб от лесных пожаров составил 1,2 млрд рублей. За нарушение лесного законодательства было взыскано 400 млн рублей штрафа. В 2016 году составлен уже 201 протокол, и 188 человек понесут административную ответственность.

- А в прошлом году ситуация в мае была лучше?

- Да, сейчас у нас обстановка напряженнее. С начала пожароопасного сезона (15 апреля) в области произошло 349 пожаров, их площадь превысила 2 тыс. гектаров. Только за минувшие сутки зафиксировали два пожара – в Сосновском районе и в селе Миасское (Красноармейский район). Площадь маленькая – 2,9 гектара.

- Какие территории больше всего страдают?

- Это у нас уже, можно сказать, сложилось традиционно. Прежде всего, те территории, которые ближе всего примыкают к Челябинску. Если конкретно – Красноармейский муниципальный район. Он очень насыщен в этот промежуток времени отдыхающими – там вода, там рыбалка. Сосновский горит много, Еткульский. В этом году исключение составляют южные территории – Бреды, Карталы. Там количество пожаров меньше, что очень радует.

- Как Вы думаете, когда людям можно будет посещать леса?

- Понятно, что если будет жара, ситуация будет оставаться сложной. Но если пройдут дожди, и мы увидим, что пожаров не возникает, конечно, этот режим будет снят.

- Кстати, в Москве создают специальные мангальные зоны в лесах – очень удобно. Люди гуляют по тропинкам, а еду готовят в специально отведенных местах. Вы не думали сделать такое в Челябинской области?

- Это вопрос к городским территориям. Пока я скажу, что мы с городскими властями его не рассматривали. Хотя я лично считаю, что это разумное предложение.


Напомним, до конца недели в 40 городах и районах Челябинской области из 43 прогнозируется четвертый – высокий – класс пожарной опасности. Во всех муниципалитетах будут приняты дополнительные меры: созданы дополнительные группы за соблюдением населением правил пожарной безопасности, привлечены силы и средства пожарных формирований для ликвидации крупных лесных пожаров. Также будет обеспечена координация сил и средств по предупреждению чрезвычайных ситуаций и борьбе с природными пожарам.