Офтальмолог рассказала, какие продукты действительно полезны для глаз
Офтальмолог рассказала, какие продукты действительно полезны для глаз, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Сетчатка – это нейронная ткань с колоссальным потреблением кислорода. По метаболической активности она уступает только мозгу. Именно здесь происходит фототрансдукция (превращение света в нервный импульс). Главные враги сетчатки – окислительный стресс (синий свет и высокий метаболизм) и хроническое воспаление.
Для защиты нужны три класса веществ: каротиноиды (лютеин, зеаксантин) – природные «солнцезащитные очки» макулы; антиоксиданты (витамины С, Е, цинк) – «тушат» свободные радикалы; омега-3 жирные кислоты (ДГК) – строительный материал для мембран фоторецепторов.
«То, что морковь улучшает зрение, – миф. Витамин А необходим для синтеза родопсина (зрительного пигмента палочек, отвечающих за сумеречное зрение). При тяжелом дефиците витамина А, что редко встречается в развитых странах, развивается "куриная слепота" – человек плохо видит в темноте. Нет дефицита витамина А – морковь не нужна», – говорит ассистент кафедры офтальмологии имени академика А.П. Нестерова Института клинической медицины Пироговского университета Ангелина Казанцева.
Мифом эксперт называет и утверждения о том, что черника помогает глазам. «К сожалению, это разочарование. Антоцианы черники в лабораторных условиях укрепляют капилляры сетчатки. Но в рандомизированных клинических испытаниях (например, исследование на 300 пациентах с возрастной макулярной дегенерацией) черника не показала значимого улучшения остроты зрения или замедления прогрессирования болезни. Однако есть нюанс: экстракт черники (Vaccinium myrtillus) в сочетании с проантоцианидинами (из виноградных косточек) может уменьшать зрительную усталость (астенопию) у офисных работников – снижает спазм аккомодации после шести часов за компьютером», – говорит врач.
По ее словам, сильнее черники, например, экстракт гинкго билоба и астаксантин (из водорослей Haematococcus pluvialis) – последний в 10 раз мощнее антоцианов как антиоксидант.
«Какие витамины и минералы важны для глаз? Витамины С, Е и цинк – это "ремонтная бригада". Исследование AREDS показало, что комбинация витамина С (500 мг), витамина Е (400 МЕ), бета-каротина (15 мг) и цинка (80 мг) снижала риск перехода возрастной макулярной дегенерацией в позднюю стадию на 25%», – отмечает Ангелина Казанцева.
Она предлагает включить в еженедельное меню два яйца (с желтком), шпинат/петрушку с маслом, две порции жирной рыбы, горсть тыквенных семечек. Шпинат без масла усваивается почти в 5 раз хуже, чем с оливковым маслом или яйцом.
на рассылку dostup1.ru