Общественная палата просит прокуратуру и губернатора проверить законность застройки берега Шершней

Общество
13 октября 2014 года, 09:35

Общественная палата Челябинской области просит губернатора и прокуратуру подключиться к проверке законности строительства жилых поселков на левом берегу Шершневского водохранилища и рекомендует привлечь к ответственности лиц, виновных в грубейшем нарушении санитарного законодательства в санитарной зоне питьевого источника для миллионного мегаполиса и части Сосновского района, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

«Основная проблема в том, что участки застраиваются без разрешения, при полном отсутствии подъездных путей. Сеть коммуникаций сооружается по эскизному изменению проектов. Здесь по закону должна быть централизованная канализация, но на левом берегу Шершней, никакие нормы санитарного законодательства не соблюдаются. Все сливается в воду», – говорит председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов, напоминая, что Палата уже 37 раз направляла соответствующие обращения в органы власти Сосновского района и Челябинской области, но безуспешно.

Палата просит прокуратуру совместно с государственными контролирующими органами проверить соблюдение экологических требований при размещении и строительстве объектов в охранной зоне водохранилища, начиная от плотины до и за поселком Западный (Сосновский район), а также совместно с компетентной комиссией провести проверку соответствия исполнения всей цепочки водоочистки и канализования, открывая и проверяя каждый фильтр и узел.

По словам Вячеслава Скворцова, по ряду земельных участков, которые находятся у самой воды, природоохранная прокуратура уже работает. «Надзорным ведомством подано исковое заявление на предмет изъятия этих участков. Будет отменено свидетельство о праве собственности. Такие примеры есть, на территории Шершней изъято уже 10 участков. Эксплуатация домов в таком случае приостанавливается. На стадии рассмотрения находятся еще 20 площадок», – отметил председатель Палаты.

Еще одна проблема левого берега Шершней: активное строительство на берегу водоема нарушает и права жителей более старых поселков. Так, жильцы Западного в течение уже почти десятка лет не могут добиться запрета на сквозное движение большегрузной и строительной техники по единственной (!) шестиметровой дороге и в результате задыхаются от пыли, страдают от шума и опасаются выпускать детей на улицу.

Вместе с ГИББД выход найден: предлагается установить ряд дорожных знаков, запрещающих движение через поселок тракторов и грузовиков. Однако руководство министерства строительства на обращения не реагирует, предлагая обращаться к руководству Сосновского района, которое к этому строительству фактически не имеет отношения.

Кроме того, вырубается лес, зеленая зона превращается в «каменный мешок» под лозунгом «доступного комфортного жилья в экологически чистом районе». Нет тротуаров, не построено ни одного бульвара, зоны отдыха. «Власть не слышит голос гражданского общества. Группа отдельных руководителей навязывает свои личные интересы, – убежден Вячеслав Скворцов. – Вместо гордого звания "строитель" появились "застройщики", которые потеряли честь и гордость за осуществленный проект. Мера их интересов сместилась в сторону личного обогащения».

Общественная палата направила свои предложения в проект решения Совета безопасности Челябинской области, который будет в ближайшее время проводиться губернатором Борисом Дубровским.


Суть предложений Палаты:

Уточнить полномочия органов исполнительной власти Челябинской области и усилить межведомственную координацию в вопросах охраны водных объектов.
Провести анализ нормативно-правовой базы в сфере водных отношений и дать предложения по ее совершенствованиюс учетомразработки схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Разработать финансово-экономический механизм водопользования.
Разработать систему осуществления государственного контроля за охраной и использованием водных объектов.
Подготовить проект постановления правительства Челябинской области «Об утверждении перечня объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Челябинской области».
Проработать вопросы кадрового обеспечения водохозяйственного комплекса Челябинской области.
Организовать систему экологического образования учащихся всех уровней образования и населения в сфере охраны природы и водных объектов.
Определить систему взаимодействия с общественностью по вопросам охраны и использования водных объектов. Во всех муниципальных образованиях организовать работу советов по экологической безопасности.
Подготовить предложения для доработки государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014-2016 годы», в составе которой действует подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2014-2016 годах». В составе программы предусмотреть мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности Шершневского водохранилища.
Подготовить предложения депутатам Государственной Думы, Правительству РФ:
- по внесению изменений в действующее законодательство в области охраны и рационального использования водных ресурсов для приведения в соответствие с другими отраслями права;
- по предоставлению субъектам Федерации права принимать региональные нормативные акты в области экспертизы, охраны и рационального использования водных ресурсов с учетом природных, санитарно-потребительских и экологических особенностей специфики развития региона.
При решении вопроса использованияводного объекта двумя и более муниципальными образованиями в обязательном порядке проводить согласование интересов муниципальных образований, формировать бассейновую систему управления в области использования, охраны и восстановления водных объектов.
Разработать и внедрить механизмы сотрудничества между муниципалитетами, которые должны обеспечивать оптимальное использование и совместное управление водными ресурсами.
В договорах на выделение земельных участков в личное пользование или аренду предусматривать условия ограничения хозяйственной деятельности с указанием норм действующего законодательства и в соответствии со схемами территориального планирования.
Считать недопустимым отвод земельных участков массового строительства без государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологического заключения и учета общественного мнения.
Провести паспортизацию, классификацию водных объектов с целью корректировки региональной нормативной правовой базы для выработки правил использования и охраны водных объектов.
Создать локальную нормативно-правовую базу, регламентирующую условия проживания и хозяйственной деятельности в зоне воздействия населенного пункта на водный объект. Определить санкции при нарушении условий проживания.
Заключить соглашения (договоры) об ответственности за охрану водных ресурсов между правительством области и главами муниципальных образований, между главой муниципального района (городского округа) и главами муниципальных образований, в него входящих (поселков, районов), между главой муниципального образования (поселка, района) и собственниками – юридическими и физическими лицами, проживающими и осуществляющими любую хозяйственную деятельность в водоохраной зоне.
В перечень документов, прилагаемых к договору, должны войти:
- индивидуальные правила о режиме использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта;
- выписки из нормативных актов Челябинской области, определяющих порядок применения штрафных санкций к юридическим и частным лицам на соблюдение режима хозяйственной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе.
Регулярно заслушивать на заседании Совета безопасности информацию руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области А.И. Семенова «О состоянии и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности Шершневского водохранилища» и доклад председателя Общественной палаты В.Н. Скворцова о нарушении законодательства и интересов жителей области при осуществлении застройки водоохраной зоны Шершневского водохранилища.
Прекратить выдачу разрешений на строительство на земельных участках в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м; (требование п.3.3.3.2 СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения») без централизованного водоотведения от объектов, в том числе при отсутствии ливневой канализации.
Не допускать подписание акта ввода в эксплуатацию жилых домов в Кременкульском сельском поселении Сосновского района в зоне санитарной охраны Шершневского водохранилища без очистки питьевой воды и централизованного канализования ливневых и хозяйственно-бытовых стоков, при отсутствии надлежащих подъездных путей к пос. Западный и строящимся жилым объектам. (Ст. 38 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Выполнить требования Главного государственного санитарного врача по Челябинской области, изложенные в письме от 11.09.2012 года № 01-10257, запретить движение транспорта в водооохранной 200 - метровой зоне Шершневского водохранилища по грунтовым дорогам, в том числе по ул. Набережной в пос. Западный Сосновского района, не имеющей ливневой канализации, тротуаров (на данной улице проходит ЛЭП и газопровод, не совместимые с дорогой).
Создать областную независимую комплексную комиссию по проверке всех построенных объектов во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, законности отводов земельных участков для жилищного и гражданского строительства и наличия при этом соответствующего обоснования, применительно к санитарной обстановке. Оценить масштаб допущенных нарушений. По результатам проверки принять меры по привлечению к ответственности нарушителей санитарного и природоохранного законодательства во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, а также принять меры по недопущению создания новых источников загрязнения данного питьевого водоема.
Совместно с государственными контролирующими органами, общественными организациями с выездом на место организовать проверку соблюдения экологических, санитарных требований при размещении и строительстве объектов в санитарной охранной зоне Шершневского водохранилища, начиная от плотины Шершневского водохранилища, до поселка и за поселком Западный (Сосновский р-н); провести проверку совместно с компетентной комиссией соответствия исполнения всей цепочки водоочистки и канализования ливневых и хозяйственно-бытовых стоков, открывая и проверяя каждый фильтр и узел.
Привести в соответствие с требованиями федерального законодательства генеральные планы развития инфраструктуры пригородных зон города Челябинска во втором поясе зоне санитарной охраны Шершневского водохранилища, реки Миасс. Учесть просьбы жителей, в том числе, помимо дорог и тротуаров, о создании зеленой пригородной зоны Челябинска.
В актах территориального планирования предусмотреть: карты планируемого размещения объектов местного значения, отображающие утилизацию, переработку бытовых и промышленных отходов: материалы оценки возможного влияния, планируемых для размещения объектов; схемы, отображающие объекты капитального строительства, влияющие на зону с особыми условиями использования в зоне санитарной охраны питьевого водоема и реки Миасс.
Провести срочную инвентаризацию земель в прибрежных зонах Шершневского, Аргазинского водохранилищ, реки Миасс, озер Увильды, Аргази, Тургояк.
Привести в соответствие с действующим законодательством правоустанавливающие документы на земельные участки, оформленные с правом собственности и аренды для ведения личного подсобного хозяйства, опытно-садоводческих целей, а именно: выполнить нормативные установления, указанные в статье 15 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предоставив в государственный кадастр недвижимости сведения о границах с описанием местоположения установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий – карты (плана) объекта землеустройства, направляемые в орган кадастрового учета.
Установить жесткий срок разработки проекта зон санитарной охраны Шершневского, Аргазинского водохранилищ и реки Миасс в соответствии с постановлением правительства Челябинской области от 27 июля 2010 г. № 50-П «О водообеспечении Челябинского промышленного района» и Законом РФ от 21 октября 2013 года № 282-ФЗ, касающимся изменения части 16 статьи 65.
Учесть, что растущее потребление питьевой воды города Челябинска и его окрестностей требует применения предусмотренного варианта эксплуатации Шершневского водохранилища по формированию подпорного уровня, который будет на 80 см выше НПУ водохранилища (отметки 225 метров), следствием чего на низовых береговых участках будет подтопление на 50 метров и более от береговой линии.
Учесть, что напорные сети канализации на практике имеют аварийные ситуации, как это было с Первым озером в Челябинске, когда фекальные воды из-за аварий насосов привели к прорыву канализации и массовому заражению жителей инфекционными заболеваниями.
Провести анализ современного состояния водосборной площади, дать прогноз на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основании которых разработать программу экологического санитарного мониторинга за качеством воды для Шершневского водохранилища и реки Миасс в целом.
Разработать научно-обоснованную систему мероприятий, методов и технических средств по управлению качеством воды Шершневского водохранилища. В том числе разработать систему постоянного контроля содержания токсинов, цианобактерий и обеспечить безопасность воды для здоровья населения.
Разработать положение, регламентирующее порядок и формы проведения общественного экологического санитарного контроля и взаимодействия с государственными, муниципальными органами управления.
Для определения пригодности воды по радиологическим показателям выполнить радиационное исследование воды (расшифровка радионуклидного состава в полном объеме). По результатам этих работ просчитать запасы подземных вод в пределах выявленной зоны по категории С2 (оцененные).
Для переведения запасов воды в категорию С1 (разведанные, на основании которых выдается лицензия на эксплуатацию) провести разведочные работы, основными задачами которых являются:
1) пространственное прослеживание, выявленной зоны;
2) заложение разведочно-эксплуатационной скважины;
3) определение производительности скважин со сроком эксплуатации - 25 лет.
Провести основные виды работ, позволяющие решить поставленные задачи:
- сбор, анализ и систематизация гидрогеологической информации по изучаемой территории (сбор данных по химическому составу подземных вод, построение гидрогеологической карты, получение данных, характеризующих работу дренажа и т.д.);
- постановка площадных геофизических работ;
- бурение разведочно-эксплуатационных скважин;
- опытно-фильтрационные работы (откачка на 2-3 понижения);
- гидрохимическое опробование подземных вод, дренажных вод, реки Миасс.
Перед проведением всех буровых работ обязать получить лицензию на право пользования недрами для проведения поисково-разведочных работ и последующей эксплуатации.
Принять меры по привлечению к ответственности нарушителей земельного и экологического санитарного законодательства во втором поясе зоне санитарной охраны Шершневского, Аргазинского водохранилищ, реки Миасс, для чего принять показательные государственные меры в случае, если использование участка осуществляется с нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к ухудшению экологической санитарной обстановки.
Такой земельный участок, согласно статье 285 части первой ГК РФ, должен быть изъят в порядке, установленном Гражданским кодексом.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
Проверить использование бюджетных средств, направленныхна строительство инфраструктуры указанных поселков, строительства коммуникаций и дорог. Бюджетом области и Российским Фондом РЖС вложено почти 2 млрд рублей, из них на строительство дорог – около 800 млн рублей.