Общественная палата Челябинской области приняла участие в обсуждении закона о соцобеспечении

Общество
22 апреля 2015 года, 15:05

Общественная палата Челябинской области приняла участие в обсуждении применения федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» – круглый стол, организованный по просьбе Общественной палаты Челябинской области при содействии министерства социальных отношений региона, выявил ряд недостатков нормативного акта. Об итогах применения закона в I квартале 2015 года в Челябинской области – в материале Агентства новостей «Доступ».

«Сегодня совместно с представителями Общественной палаты Челябинской области, госучреждений и некоммерческих организаций мы обсуждаем реализацию вступившего в силу закона о социальном обслуживании населения», – отметила замминистра социальных отношений Челябинской области Татьяна Ильина, добавив, что поскольку применение закона только началось, поэтому обсуждение совместных направлений деятельности поможет прийти к пониманию и успешной работе.

«Данный закон обсуждался почти год, вступил в силу в 2015-м. Его можно считать эволюционным – он предполагает, что можно будет внести еще множество инноваций в систему соцобеспечения граждан, среди которых допуск частников к предоставлению соцуслуг и исключение монополизма государственной системы, который сформировался сегодня в данной сфере», – отметил зампредседателя Общественной палаты Павел Рыжий. 

Он добавил, что «первые три месяца действия закона выявили новые несоответствия». «Для их исправления потребуется применять ресурс федеральной Общественной палаты, потому что принятый закон менять тяжело, но видимо, придется», – сказал Павел Рыжий.

При этом, по словам начальника Управления социального обслуживания министерства соцотношений Челябинской области Александра Гусева, совсем уже непреодолимых проблем не выявлено. «Применительно к гражданам ничего не изменилось – они продолжают получать социальное обеспечение на обычных условиях. Кроме того, расширился круг лиц, которые получают социальные услуги бесплатно – это граждане, доход которых ниже полуторной величины прожиточного минимума субъекта», – заявил Гусев.

Однако по некоторым вопросам все же требуется методическая поддержка со стороны федерального центра. «Например, непонятно, как заключать договор, если получателем соцуслуг является ребенок из неблагополучной семьи, а его законным представителем выступает пьющая, маргинальная мать – по закону договор о предоставлении соцуслуг заключается с законным представителем ребенка. Есть вопросы по определению нуждаемости несовершеннолетних получателей социальных услуг. Отсутствуют нормативы труда социальных работников – старые утратили силу, а новые отсутствуют. Возросла нагрузка на соцработников, увеличилось количество услуг, принят расширенный профстандарт, поэтому нужно пересматривать норму труда соцработников, однако это полномочия федерального уровня», – перечислил проблемы Александр Гусев.

Также нет и очень не хватает перечня медицинских противопоказаний – существуют категории граждан, которые нуждаются в соцобслуживании, однако страдают инфекционными заболеваниями, опасными для окружающих. Сегодня отказать этим гражданам нельзя, но и помочь тоже сложно, добавил специалист.

Участники круглого стола также обсудили новацию федерального закона – демонополизацию социального обслуживания, привлечение негосударственных организаций. «Законодатель понял, что только силами государственных и муниципальных учреждений предоставить качественные услуги невозможно. Однако сегодня негосударственных поставщиков в нашем региональном реестре вообще нет – путь в реестр открыт, условия понятны и распространены, но обратилось только две-три организации. Видимо, пока эта тема частникам неинтересна, хотя предлагается ряд преференций – такие как обнуление налоговой ставки по налогу на прибыль, получение бюджетного финансирования», – добавил Гусев.

Подводя итоги круглого стола, Павел Рыжий отметил, что для получения более полной картины аналогичное обсуждение реализации закона необходимо провести по итогам II квартала и обязательно при участии всех заинтересованных сторон, в том числе получателей услуг – ведь именно для них проводится вся эта работа.