«Новогодние» ограничения на Южном Урале: В поисках оптимального решения

Общество
23 ноября 2020 года, 16:44

Рестораторы и их «младшие братья» – владельцы кафе и баров продолжают обсуждать ограничения, которые вводятся в Челябинской области с 1 декабря и до окончания – пока! – новогодних каникул. Соответствующее постановление глава региона подписал еще 19 ноября, дав тем самым возможность пройти заинтересованным лицам классические стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, депрессия, смирение. О реакции общества на вынужденные, но необходимые новые ограничения, уже получивших название «новогодних», – в материале Агентства новостей «Доступ».

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер на своей странице в Инстаграм объяснил необходимость введения ограничений, хотя и без того понятно: ежедневный прирост числа заболевших – больше двухсот человек, все больше летальных исходов, а череда корпоративов наверняка приведет к взрывному росту заболеваемости.

«Ковид не отступает. После роста заболеваемости в октябре, когда медицина работала на пределе, ситуация постепенно стабилизируется. Но рисковать здоровьем тысяч людей в период новогодних праздников нельзя. Поэтому вводится ряд ограничений. С 1 декабря и по 10 января в период с 23.00 до 6.00 ограничивается предоставление услуг общественного питания. Плюс запрещается проведение развлекательных мероприятий в предприятиях общепита. Кафе и рестораны продолжат работу. Однако в сложный период общепит не должен быть местом проведения увеселительных встреч больших компаний. «Тушить» очаги заболеваний потом придется медикам. И еще: теперь все концерты только по согласованию с министерством культуры. В случаях, когда есть уверенность, что все рекомендации Роспотребнадзора будут соблюдены. Сейчас лучше поступить так, чем вводить общий локдаун после», – написал глава региона.

Пост вызвал шквал комментариев. Многие признают, что лучше перестраховаться, чем потом гасить еще одну волну заболевания: «Не нужно усугублять ситуацию всеобщими массовыми гуляньями, а то у нас не праздники будут, а новая волна пневмоний, – пишут читатели губернаторского канала. – Плюс, отличный шанс вспомнить, что Новый год – праздник все-таки семейный».

«Решение об ограничениях принято с учетом рекомендаций Роспотребнадзора о запрете работы общепита в ночное время, – говорит  первый вице-губернатор Ирина Гехт. – Ерничать по поводу времени – с одиннадцати вечера до шести утра – можно сколько угодно, но проводились замеры. Ряд исследований говорит о том, что именно в ресторанах при массовом скоплении людей, например, на танцполе, происходит заражение. Предполагается, что до 23.00 – это все же формат ресторана, с расстановкой столиков, а дальше – увеселительное мероприятие без соблюдения социальной дистанции, в том числе. Это предполагает совершенно другую близость людей и несет риски. Если заболеваемость будет выше, то нам придется закрыть все и до 23 часов».

«Я думаю, что те люди, которые сегодня болеют или болели, им эта мера вполне понятна. Им точно не до шуток с учетом того, как тяжело протекает заболевание», – резюмировала чиновница.

Эти слова подтверждает врач-терапевт одного из ковидных госпиталей в Челябинской области Фарида Хасанова: «Примечательно, что в первые сутки после госпитализации пациент может даже не понимать, насколько серьезна его болезнь. Но потом, когда мы больного приводим в удовлетворительное состояние, человек начинает рассуждать по-другому, даже разговаривая по телефону с родными, советует беречься, принимать все меры предосторожности».

«Действия губернатора Алексея Текслера по введению новых ограничительных мер являются поиском оптимального решения на стыке здравоохранения, экономики и социума. «Чтобы не ухудшилась ситуация с ковидом, региональные власти стараются уменьшить традиционный народный размах массовых декабрьско-январских гуляний, – полагает политолог Александр Мельников. – При этом меры принимаются с учетом бережного отношения к малому и среднему бизнесу».

Схожий подход – ограничительные меры для общепита и сферы услуг, которые позволили бы не закрывать заведения полностью, – наблюдается в большинстве российских регионов, добавляет он.


В 60 регионах теперь нельзя не только участвовать в массовых мероприятиях, но и посещать рестораны, кафе, бары, клубы и залы торжеств с 23.00 до 6.00 (Мурманская, Тульская, Ростовская, Воронежская области, Мордовия). В Ростовской и Ульяновской области весь общепит закрывается в 22.00, а в Ингушетии – в 21.00. В Новосибирске заведения не должны работать с 00.00 до 8.00. В ряде субъектов заведения общепита не будут работать в ночное время – после 22.00-23.00 или будут работать только на вынос (Красноярский край). В Чувашии помимо прочего приостановлено банкетное обслуживание. В Карелии рестораны, бары и клубы не только не работают ночью – дискотеки и развлечения нельзя проводить здесь и днем. В Оренбургской области введен запрет на семейные (!) мероприятия по месту жительства с присутствием более десяти человек. В ХМАО действуют ограничения на работу развлекательных и досуговых заведений и детских игровых комнат, а в ЯНАО запрещена демонстрация кинофильмов и организация зрелищных и развлекательных мероприятий.


Эксперты обращают внимание, что принятые ограничения – точечные. Каждая – направлена на локализацию какой-то одной проблемной точки, при этом эта локализация не должна нанести урона больше, чем принести пользы. Так, ограничения, которые накладывают на работу ночных развлекательных учреждений, дополнительные условия для ведения концертной деятельности в первую очередь призваны усилить социальную дистанцию среди молодых – основных потребителей вышеназванных услуг. Таким образом власти стараются развести контакты в самой, пожалуй, бесшабашной среде, а через эти меры уберечь и старшее поколение от вероятности подхватить инфекцию.

При этом данные меры не уничтожают бизнес на корню, давая ему возможность работать в определенных форматах. Тем не менее, местным предпринимателям, которые традиционно делают основную выручку дважды в год – на Новый Год и летом, во время выпускных, – таки придется затянуть пояса: сократят штат и зарплаты.


Развлекательные заведения и предприятия общепита в Челябинске продолжают проводить массовые мероприятия, несмотря на то, что с 20 ноября это запрещено. Нарушения выявлены во время рейдов в выходные. Среди нарушителей: бар «Шишка», «Галактика развлечений», клуб «Джаггер», ресторан «Шах и мята» и другие. В ряде предприятий отсутствуют рециркуляторы воздуха.

Глава Челябинска Наталья Котова потребовала ужесточить меры по отношению к заведениям, которые нарушают санитарно-эпидемические нормы: «Сейчас придется принимать более строгие меры. Проверки будут ежедневными. В отношении тех, кто нарушает повторно, будем выходить с требованием о приостановке деятельности».


Впрочем, есть в Челябинске предприниматели, которые не только не закрываются, но вопреки пандемии, даже планируют расширение. Известный пивовар и владелец «Лаборатории живого пива» Илья Ройтенберг планирует открыть бар на Кировке: «Жизнь продолжается. Я не думаю, что стоит останавливать и жизнь, и бизнес, потому что подписаны новые указания. Наверное, в этом есть определенная необходимость, но мы же подписываем не до 10 января договор аренды. Рассчитываем на то, что все уладится, и мы будем работать дальше», – рассказал Илья Ройтенберг на своей странице в Фейсбуке.

Глава «Опоры России» Александр Калинин называет новые ограничения мерой болезненной, но не смертельной, и полагает, что одновременно власти должны озаботиться поддержкой несущих убытки отраслей. «У предпринимателей появляется понимание, что коронавирус – наша новая реальность. После весеннего локдауна предприниматели понимают, что санитарные ограничения необходимы, но одновременно необходимо и продолжать работать. Средний чек уже упал на 15-20%. И у бизнеса нет запаса прочности, чтобы пережить второй локдаун. Например, загрузка отелей сейчас, в среднем, 20%, фитнес-центры оказались в катастрофической ситуации. Важно отметить, что предприниматели не только понимают, что живут в новой реальности, но и адаптируют свой бизнес к ней. Очень важно, что правительство оказывает помощь и продляет меры поддержки пострадавшим отраслям, это помогает малому бизнесу сохранять рабочие места и поддержать экономику», – считает Александр Калинин.


В Челябинской области с учетом мнений представителей деловых и общественных объединений, а также системообразующих предприятий был разработан и успешно реализован пакет мер, состоящий из 39 мероприятий. Меры были направлены в первую очередь на стабилизацию ситуации на рынке труда, сохранение занятости, поддержку малого и среднего предпринимательства. В том числе были снижены в пределах полномочий региона ставки налогов на 2020 год для видов деятельности, наиболее подверженных падению спроса в результате сложившейся ситуации; продлены сроки уплаты налогов, предусмотренных некоторыми специальными налоговыми режимами, а также налога на имущество организаций, авансовых платежей по транспортному и земельному налогу, сроки уплаты страховых взносов для пострадавших отраслей (постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»); было разработано пять антикризисных программ по кредитованию и рефинансированию; финансовую поддержку уже получили 288 предприятий малого и среднего бизнеса, что также позволит сохранить около 6 тысяч рабочих мест. С полным перечнем мер поддержки можно ознакомиться на сайте министерства

«Ожидаем, что в результате принятых мер господдержки к концу года в экономическом обороте бизнеса сохранится около 3 млрд рублей. Для консолидированного бюджета это выпадающие доходы, однако это позволит поддержать свыше 39 тысяч организаций региона, а также сохранить свыше 195 тысяч рабочих мест», – прокомментировала заместитель министра экономического развития региона Елена Раевская.

Помимо мер государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях предпринимателям оказывалась поддержка со стороны Центробанка и Федеральной налоговой службы. Наряду со снижением ключевой ставки до 4,25% значительное влияние на уровень процентных ставок и динамику кредитования оказали программы льготного кредитования с государственной поддержкой. Были упрощены условия как уже действующих на начало пандемии программ кредитной поддержки бизнеса, так и разработаны новые. Среди вновь введенных правительством РФ стоит выделить две программы: на выплату заработной платы под 0% по Постановлению № 422 и на возобновление деятельности под 2% с возможностью последующего списания долга по Постановлению № 696. По последним данным в Челябинской области общий объем выдачи в рамках указанных программ приближается к 11 миллиардам рублей.

На федеральном уровне для поддержки бизнеса был утвержден ряд мер поддержки предпринимателей, основными из которых являются предоставление рассрочек и отсрочек по уплате налогов, авансовых платежей по уплате налогов и страховых взносам в отношении налогоплательщиков, которые пострадали от ситуации по пандемии. Подробную информацию можно узнать на портале Федеральной налоговой службы.


Между тем, меры и объем поддержки бизнеса в случае ухудшения эпидемиологической ситуации пока не определены, поскольку не завершен процесс формирования бюджета на следующий год на федеральном и региональном уровнях.

«Новогодние» ограничения действуют в регионе до 10 января. Решение продлевать их или ослаблять власти примут в зависимости от эпидемиологической обстановки. Впрочем, каждый из нас может повлиять на сокращение сроков ограничений, просто начав соблюдать масочный режим и социальную дистанцию.