НУЖНА ПОМОЩЬ. «Ноги отрезали, документы забрали»: челябинки пытаются спасти бездомного инвалида из Киргизии
Уроженец Киргизии более 10 лет жил в Челябинске без документов, не торопясь их оформлять, а когда остался без ног, понял, что без гражданства и пособий погибнет, – 42-летнего колясочника, живущего на улице, жалеют и пытаются спасти неравнодушные горожанки, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Инвалида, дежурящего ежедневно напротив магазина «Дикси» на пересечении проспекта Победы и улицы Краснознаменная, хорошо знают местные бабушки. Алик три дня полз туда на своих культях, когда его выставили из Центра реабилитации, где он задержался без каких-либо документов. Один раз на скорой его забрали в больницу, так как незаживающие части ног воспалились, но после мужчина снова вернулся к магазину. Бездомный находит сочувствующих среди покупателей и сердобольных челябинок, которые приносят ему еду и пытаются помочь с жильем.
«Человек хороший, но сам на себя наплевал! На скопленные им самим деньги мой муж купил коляску, привезли ему. Сейчас ищем, где бы ему снять подешевле комнату. Ведь ему немного надо. А скоро холода», – рассказывает челябинка Наталья, поделившаяся с инвалидом сигаретами.
Алик рассказал, что на самом деле его зовут Шерали Додарбеков, приехал он в Россию еще в 90-е, после вооруженных столкновений в Оше между киргизами и узбеками. Дом, где он проживал с родителями, сгорел. С его слов, из Киргизии их вывозили на автобусах ООН. В итоге он оказался на севере, в Нижневартовске, и устроился там разнорабочим на стройку. Проработав там определенное время, Алик признался, что угодил в колонию за кражу, которой якобы не совершал. Бездомный объяснил, что его подставили другие строители. В нижневартовской ИК-15 он провел полтора года. Тогда у него еще был паспорт СССР, но заменить его на российский он уже не успел.
«Когда уже освободился по УДО, напротив рынка "Балаган" меня остановили милиционеры. Выписали мне штраф и забрали паспорт. Мужчина в погонах сказал: "Когда оплатишь штраф, тогда возвращайся, отдам паспорт". Я оплатил все, вернулся c квитком, а на месте их уже не было. Пошел тогда в ближайшее УВД, но там выяснилось, что их сотрудники напротив рынка не работали, и паспорта моего у них нет. Вот так меня обманули, остался без документов», – поясняет Алик.
После Нижневартовска были Москва и Тверь, но там он более двух лет не задержался. По знакомству Алик поехал строить коттедж в районе Градского Прииска в Челябинск. Вечером и ночью он был там сторожем, а днем – разнорабочим. Затем нашел работу в ЖЭКе, расположенном рядом с Центром олимпийской подготовки дзюдо, по улице Братьев Кашириных. Там он, снова без официального трудоустройства, трудился с гражданской женой. Вместе они убирали улицы, подъезды, чердаки. В свободное время не гнушались выпивкой на съемной квартире.
«Сердце у нее было слабое. Несколько раз в год в больнице лежала из-за этого. Как-то просыпаюсь утром, а она мертвая лежит. Семь лет с женой прожили», – всхлипывая, вспоминает бездомный.
После смерти возлюбленной Алик ушел из ЖЭКа и стал «шабашить» подсобными работами и грузчиком. Тогда и перестал проживать на одном месте, а начал болтаться по квартирам мимолетных знакомых-собутыльников, которые пускали его пожить за «поляну». Так он провел около шести лет, пока не случилась очередное несчастье.
«Когда мало-мальские деньги есть, друзья сразу находятся. Пировали в ноябре 2016-го на берегу Миасса, жарили шашлык, выпивали. Не знаю, сколько мы там времени на морозе провели, но когда совсем холодно стало, пошли в дом. Там я залез в ванну с горячей водой. Ноги у меня на глазах начали чернеть! Не надо было сразу в горячую воду. Но не знал я тогда! Отвезли меня в больницу, "оттюкали" там обе ступни. Кожи там нет, все раздувается. Постоянно обрабатываю, но все равно болит…» – рассказывает Алик.
В аптечке у бездомного бинты и перекись. Культи он закрывает одеялом. Всех прежних знакомых, с которыми некогда пил, избегает. Старается отворачиваться, когда замечает рядом. «Не люблю упреков. Стыдно мне. Лучше буду на улице жить, чем пропивать последнее у кого-то дома. Скоплю немного, пустят помыться за бутылку – и то хорошо», – объясняет Алик.
Челябинка Елена более полугода наблюдала за инвалидом рядом с магазином и была уверена, что у него есть жилье и пособия, положенные обычно в таких ситуациях, но на днях утром женщина пришла в шок, увидев утром, как он спит у забора, накрывшись одеялком.
«У меня аж слезы навернулись. На улице дождь, холодно, а он спит в кустах. Давайте ему поможем! Ему нужно жилье. Нашла реабилитационный центр, но туда принимают только алкоголиков и наркоманов. Это не совсем про него. Он чистенький, аккуратный. Книжки читает», – рассказывает Елена, которая носит ему еду.
Сам Алик говорит, что очень хотел бы получить гражданство России и паспорт. Жалеет, что не сделал этого раньше, когда были ноги, чтобы ходить по госучреждениям. Последняя попытка провалилась, когда не удалось установить его личность. Бродяга уверен, что ему нужно получить статус беженца. Алик понимает, что для этого ему необходимо ехать в Екатеринбург, где расположено посольство Киргизии. Затем уже разбираться с документами по инвалидности. Однако это требует времени, здоровья и терпения. Несмотря на всю тяжесть ситуации, Алик улыбается сквозь слезы и считает, что лучшее всегда впереди.
Все, кто желает помочь Алику с документами и жильем, могут найти его на пересечении проспекта Победы и улицы Краснознаменная.
на рассылку dostup1.ru