Неприкаянные: Суд отправил магнитогорцев в колонию за диверсию, деньги от украинских спецслужб они так и не получили

Общество
19 июня 2024 года, 08:00

Челябинский областной суд 17 июня приговорил троих местных жителей к срокам от 11 до 11,5 года лишения свободы в колонии по делу о диверсии на Южно-Уральской железной дороге в мае 2023 года – бывший сотрудник спецслужб высказал своем мнение, почему молодые люди соглашаются на особо тяжкое преступление, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

Жителей Магнитогорска Алексея Удалых* и Никиту Сычева* приговорили к 11 годам лишения свободы, Дмитрия Масгутова* – к 11,5 года. Первые три года из назначенного срока они проведут в тюрьме, остальное время – в колонии строгого режима. Также суд обязал их выплатить ОАО «РЖД» сумму ущерба – 162,6 тыс. рублей.

Напомним, 7 мая 2023 года молодые люди, по версии следствия, подожгли релейный и батарейный шкафы на перегоне Супряк – Цемзавод Южно-Уральской железной дороги. Однако диверсию, которая, по мнению следователей, проходила под руководством украинских спецслужб, вовремя остановили, и она не повлияла на движение поездов. На следующий день злоумышленников задержали и предъявили обвинение по статье 281 УК РФ (диверсия), которая предусматривает наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Самому старшему из троих подсудимых 22 года, остальным по 19 лет.


В мае 2024 года в Челябинске в суд передали уголовное дело 17-летнего подростка, который собирался поджечь релейные шкафы на железной дороге. В январе 2024 года ФСБ задержала россиянина, причастного к попытке диверсии на объекте Минобороны в Челябинской области, а также к поджогам на объектах связи и ж/д инфраструктуры в Дагестане.


Кстати, по информации от силовых структур, осужденный Удалых*, Сычев* и Масгутов*, согласившись в мессенджере Telegram сотрудничать с украинскими спецслужбами за материальное вознаграждение, обещанные деньги от «куратора» так и не получили. Но, как уже понятно, заработали приличные сроки за диверсию, преступление, которое относится к категории особо тяжких.

Ранее все трое неоднократно были судимы за автоугоны, мошенничество, хулиганство.

«Действительно, в погоне за небольшим вознаграждением молодые люди получили реальные уголовные сроки в тюрьме. При этом обещанные суммы от украинских кураторов, как это обычно и бывает, не получили. И как итог – неисполненные мечты и несбывшиеся надежды. Все подобные дела – это истории про покалеченную жизнь молодых людей. Они наивно верят, что подготовить и провести теракт можно анонимно и безнаказанно», – говорит эксперт.

Вовлекать молодежь в террористическую деятельность злоумышленникам намного легче: отсутствие жизненного опыта, непонимание политических процессов замешано с излишней эмоциональностью,  подчас – категоричностью, стремлением проявить себя, ну и корысть с адреналином – испытать себя и быстро заработать. Эксперт напоминает, что во все времена основными участниками смут и революций были именно молодые люди. В силу свойственной этому возрасту самоуверенности они чаще склонны считать, что не попадутся правоохранительным органам и смогут уйти от ответственности.

Эксперт отмечает, что большинство вербовщиков – тонкие психологи, обученные техникам и методикам воздействия на психику людей. Спектр воздействия чрезвычайно широк: от психологических манипуляций и пропаганды до прямых угроз и шантажа.

Сегодня, когда большинство жителей нашей страны имеют постоянный доступ к интернету, активно ведут соцсети, от своего лица комментируют статьи, новости, вычислить тех, кто склоняется к той или иной идеологии и использовать его в своих целях не представляет большого труда.

«Главным инструментом вербовки в террористские организации стали социальные сети и мессенджеры, основными потребителями контента которых является молодежь. Для подростков и молодых людей свойственно вести свои страницы открыто, даже где-то демонстративно. Несовершеннолетние чаще публикуют персональную информацию, демонстрируют те или иные свои взгляды, при этом не всегда могут отличить фейковые новости от реальных. Соцсети позволяют провокаторам свободно собирать интересующие их данные, выбирать тех, кто демонстрирует активность, определенные политические, религиозные взгляды, и в то же время не имеет четких личностных позиций», – говорит бывший сотрудник правоохранительных органов. 

Он отмечает, что важно учить детей безопасному цифровому поведению и поддерживать позитивные социальные активности, патриотические акции, обсуждать с подростками важные события в стране. Обязательно говорить и о таких поучительных примерах, как история трех магнитогорцев, которые проведут следующие 10-11 лет в заключении.


* Внесены в список террористов и экстремистов