Натюрморты Машкова и Левитана «переехали» из Третьяковки в Челябинск

Общество
8 сентября 2017 года, 21:30

Натюрморт – самый оптимистичный и благодарный жанр в изобразительном искусстве для зрителей, он всегда вне политики и зачастую – вне времени, он отдушина для художников, а еще, как уверяют знающие люди, надежное «лекарство» от осенней хандры. В пятницу, 8 сентября, в Челябинском музее искусств открылась уникальная выставка картин известных мастеров из Третьяковской галереи. В Александровском зале выставлены 26 натюрмортов. Их историю и скрытые замыслы раскрывает заместитель генерального директора по научной работе Третьяковской галереи Татьяна Карпова. «Это целая история о мгновении, в котором жил когда-то художник», – говорит она корреспонденту Агентства новостей «Доступ» и вешает на шею ключи от обыденной и беспредметной жизни, в которую нежно вплетена тихая философия «домашнего счастья».

«Натюрморт – тот жанр, с которого все начинают осваивать технику живописи. Однако не надо думать, что здесь все просто. Внимательный взгляд и среди натюрмортов отыщет много разного и любопытного. Даже среди цветов. Не только те, что в горшочках на окне или в вазе, но и осторожно выглядывающие из-под целлофана, в котором обыватель увидит лишь обертку, а тонкий художник – знак времени», – рассказывает Татьяна Карпова.

Сергей Шеховцов «Яичница», 2001 год.

На выставке представлены классические натюрморты, а также работы художников-авангардистов и постмодернистов. До 5 ноября челябинцы могут увидеть произведения прославленных живописцев, в том числе полотна Левитана, Хруцкого, Машкова, Гончаровой, Кончаловского, Пименова и других авторов. Среди экспонатов есть картины, которые редко покидают запасники Третьяковской галереи. Например, яркая и «вкусная» работа Ильи Машкова «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой». «Ему неинтересно, какой персик на ощупь. Главное – создать беспредметную жизнь, общую субстанцию», – комментирует московская гостья.

Илья Машков. «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой», 1909 год.

Абрам Архипов «Веранда с цветами»

Директор музея Станислав Ткаченко с гордостью говорит, что время выставок с популярными названиями из разряда «100 великих шедевров» прошло. «Мы хотим заниматься глубокими проектами, а не популизмом, и я очень рад, что Третьяковка помогает нам в этом. Сегодня вы можете наблюдать историю эволюции натюрморта, расширить представление о натюрмортах, в конце концов, получить удовольствие от прекрасного искусства», – сказал руководитель музея, добавив, что выставка, конечно же, подарок челябинцам ко Дню города.

В конце 1880-х годов Левитан часто писал натюрморты, рассказывает Карпова. Он говорил, что натюрморт ему дороже, чем многие исторические картины. В челябинской экспозиции – редкая работа этого художника – нежный весенний букет фиалок и незабудок. На первый план Левитан выносит свои впечатления и настроение, чего нельзя сказать, например, о натюрмортах нового времени. Картины-провокации, в которых хаотично собраны ничем не примечательные предметы – мы их не замечаем, как, впрочем, не замечаем и многие моменты в собственных жизнях – и любопытно, и страшно.

Добавим, что в экспозицию вошли работы из Челябинского музея искусств. Это натюрморты Николая Кузнецова, Мартироса Сарьяна и Абрама Архипова. По словам Карповой, они замечательно влились в столичную выставку.