«Народный контроль» в Челябинске: «Заморозка» цен на продукты оказалась аферой и недобросовестной рекламой

4 марта 2015 года, 11:46

«Народный контроль» в Челябинской области назвал широко анонсированную акцию ритейлеров по «заморозке» цен аферой и недобросовестной рекламой – контролеры уже направили в антимонопольную службу обращение с просьбой расследовать выявленные факты и принять меры, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на координатора партийного проекта на Южном Урале Вадима Воробья.

Напомним, 26 февраля 2015 года Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая крупнейшие торговые сети России, направила в ФАС проект соглашения о фиксации розничных цен на социально значимые продукты. На начало марта, по официальным данным, к соглашению присоединились 12 ритейлеров: «Магнит», X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Ашан», группа «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента», «О’кей», Globus, «Билла», «Зельгрос», «Вестер» и интернет-гипермаркет «Утконос».

Согласно соглашению цены должны быть зафиксированы сроком на два месяца на корзину, состоящую не менее чем из 20 товаров. Список товаров, на которые фиксируется цена, каждый ритейлер определяет самостоятельно. При этом в АКОРТ утверждают: если поставщик снизит закупочную стоимость на товары из списка, эти продукты подешевеют и в рознице.

Народные контролеры провел анализ, как реализуется громкое заявление в Челябинской области. По словам Вадима Воробья, мониторинг проводился 2 марта 2015 года, и на тот момент только три торговые сети приступили к реализации заявленной заморозки.

Так, магазин «Ашан» начал акцию «Держим цену» на ряд товаров, входящих в список продуктов питания первой необходимости: кур, молоко, яйцо, соль, муку, рис, пшено.

«Действительно, зафиксирована цена на ряд продуктов, которые востребованы покупателями и имеют самую низкую цену. Однако фиксирование цены на ряд продуктов произошло после существенного повышения, произведенного перед самым началом акции. Так, цена на курятину выросла со 121 до 126,9 рубля/кг (+4,9%), на рис минимальная цена повысилась с 46,65 до 48,58 рубля за килограмм (+4,1%). Но цена зафиксирована на другой (!) вид риса, килограмм которого стоит 55,59 рубля, то есть выше минимальной цены на 14,4%», – говорит Вадим Воробей.

По его мнению, данные факты говорят об использовании недобросовестной рекламы и вводят покупателя в заблуждение.

Торговая сеть «Дикси» начала акцию «Держим цены» еще до 26 февраля – на продукты под собственным товарным знаком «Д».

«Фактически в акцию включены продукты из высокой ценовой категории, не востребованные покупателями: масло сливочное "Д" по цене 362,11 рубля за кг – на 15% выше минимальной цены в этом же магазине. Из 13 различных наименований масла, фиксированная цена на масло «Д» занимает 7-8 место по цене. Та же история – с растительным маслом: в продаже имеется масло растительное по цене 64,33 рубля за литр, однако зафиксирована цена на масло по цене 74,44 рубля за литр – на 16% выше минимальной», – продолжает Воробей.

Кроме того, в «Дикси» цена на хлеб «Уральский» порционный (300 граммов) зафиксирована на уровне 19 рублей, что на 31% выше, чем на аналогичный продукт в фасовке 600 граммов и , в среднем, на 8% выше, чем в других торговых сетях; стоимость «фирменного» пшена – зафиксирована 37,78 рубля за кг, на 26% выше, чем на такой же продукт в нефирменной упаковке (29,88 рубля за кг); гречка: фиксирована цена 65,56 рубля за кг, тогда как в этом же магазине килограмм крупы в нефирменной упаковке продается по 64,88 рубля.

Торговая сеть «Пятерочка» в Челябинской области на момент проверки 2 марта к фиксированию цены не приступила. В магазины этой торговой сети поступил перечень продуктов 24 наименований «Социально значимые товары», из которых, по мнению народных контролеров, к действительно социально значимым можно отнести только пять: макаронные изделия (четыре наименования), масло сливочное, масло подсолнечное, рис и чай.

«И совершенно не обоснованно к данной категории отнесены майонез, ирис "Золотой ключик", карамель "Мечта", конфеты "Птичка- летунья", шоколад "Аленка", кукуруза консервированная и т.п.», – говорит Воробей и делает вывод: «На основании проведенных проверок и сопоставления цен в торговых сетях Челябинской области можно говорить о том, что торговые сети используют широко разрекламированную кампанию по "замораживанию" цен как недобросовестную рекламу, как информационное прикрытие фактического повышения цен, вводят покупателя в заблуждение».

Он добавил, что контролеры уже направили в антимонопольную службу обращение с просьбой расследовать данные факты и принять меры к торговым сетям как использующим недобросовестную рекламу. Также информация направлена в Заксобрания Челябинской области и кураторам партийного проекта на федеральном уровне.