Мы создаем настоящую красоту. Ювелир из Челябинска – о «каменной болезни» и силе оберегов

Общество
18 мая 2017 года, 11:18

Ювелирное дело ценится людьми с глубокой древности, а сами украшения призваны не только радовать глаз, но и оберегать. Ювелир-универсал и эксперт-геммолог из Челябинска Алексей Туев работает с драгметаллами и камнями уже 11 лет и для него это хобби, которое превратилось в профессию. Алексей рассказал Агентству новостей «Доступ», где можно найти драгоценные камни и реально ли действуют шаманские амулеты и обереги.

- Коллекционирую минералы и езжу на месторождения я с пяти лет. Сначала просто было интересно, как можно камень превратить в украшение, позже стал подмастерьем ювелира, получил необходимые азы мастерства и стал трудиться самостоятельно. Со временем я увлекся именно этническим стилем, и сегодня специфика моей работы – это талисманы, обереги, амулеты с упором на славяно-скандинавскую мифологию и легенды, однако я всегда готов взяться и за классику.

СЛАВЯНСКОЕ КОЛО

- Расскажите о своих первых изделиях.

- Наверное, первым моим законченным ювелирным изделием был серебряный кулон без особых изысков, однако я сделал его от начала и до конца – взял кусок металла, сделал пластинку, наметил, выпилил, обработал, вставил камни. Первая же работа по этнической тематике – это так называемый символ «Коло» (круг). Тогда я даже не знал, что он означает.

- Насколько я знаю, Вы работали ювелиром за рубежом. Поделитесь впечатлениями.

- Был небольшой опыт работы в Праге, где я полгода трудился в качестве подмастерья в ювелирной мастерской. Было очень интересно посмотреть, как работают на западе. Существует кардинальная разница в доступности оборудования и материалов. Так, в России купить драгоценные металлы и камни можно только официально, через банк. В Европе приобретать этот товар намного проще. Кроме того, на западе существенно выше ценится ручной труд, авторская работа.

- Вы занимаетесь только созданием оберегов и амулетов?

- Кроме амулетной тематики, занимаюсь еще и реконструкцией, возрождением ювелирного искусства Руси. Это различные техники и приемы наших предков-ювелиров, такие украшения, как нашейные гривны, привесы, мужские пояса, женские головные уборы, подвесы, серьги, фибулы. Применяю и пытаюсь возродить технику древнерусской скани, зерни, перегородчатой эмали, ковки, чеканки, фигурного литья. Одной из самых сложных и интересных для меня техник является перегородочная эмаль. 

БЕЗУМНО ЛЮБЛЮ СЕРЕБРО

- С какими камнями и металлами вы работаете?

- Абсолютно с любыми. Кроме драгоценных металлов, также работаю с медью, бронзой, латунью, мельхиором, сочетаю металл с деревом, кожей и костью. Драгоценные камни нужно покупать только официально, поэтому работаем также с полудрагоценными – аметистами, гранатами и так далее.

- Говорят, в Чехии очень хороший гранат?

- В Чехии собственных месторождений граната давно не осталось, их выработали. И сегодня везде, как правило, продают гранат преимущественно африканского происхождения, а порой синтетику. Для туристов он, конечно, «чешский». Настоящий же чешский гранат остался только для внутреннего рынка, местной богемы.

- Есть ли у вас любимый камень или металл?

- Безумно люблю серебро, обожаю его носить сам и работать с этим металлом, собственно, и получается из него все лучше. Как ни странно, люблю латунь, потому что, зная определенные техники, можно придать этому сплаву вид золота, избежать потемнения, кроме того, он хорошо подходит для реконструкции древних украшений. Наверное, самый любимый камень – это любой, который найден лично.

НАСТОЯЩИЙ ВОСТОРГ

- Вы сами собираете камни?

- Да, мы ездим на копи и месторождения. Знание геологии позволяет по выходу породы определить, что залегает под землей. Например, в пегматитах обычно находят драгоценные камни – изумруды, кварцы, морионы и другое. Большинство находок случайные. Бывает, едешь по трассе и видишь, что рабочие копают яму экскаватором – останавливаешься смотришь, вдруг ковшом подцепят жилу. Лично я именно так нашел много интересных минералов.

- И какие ощущения, когда находишь камень?

- Испытываешь настоящий восторг, чувство эйфории, азарта – как у охотника или рыбака. Достаешь первый кристалл, а дальше просто не можешь остановиться и начинаешь копать, забывая обо всем. Можно жить на месторождении по несколько дней. Здесь дело даже не в наживе. Это среди любителей и профессионалов камня называют «каменной болезнью».

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВЕРИТ, ТО АМУЛЕТ БУДЕТ РАБОТАТЬ

- Вы верите, что амулеты действительно несут защитную функцию?

- Тут важно разделять. Если иметь ввиду настоящие исторические амулеты, найденные археологами, – они выполняли защитную, сакральную функцию. Ведь в древности люди ничего просто так не делали. Однако здесь огромную роль играет эффект плацебо плюс особенности той или иной религии – если человек действительно верит, то амулет будет работать. Кроме того, я вкладываю частичку души в каждое свое изделие, как и другие мастера, поэтому магия здесь исходит от самого человека, например, шаманские амулеты призваны усилить особые способности своего владельца, если он таковыми обладает.

- Камни с древности считаются мистическим материалом. Плюс есть множество легенд, например, про хозяйку Медной горы. А сталкивались Вы с мистическими моментами в своей работе?

- Все камни – это химические элементы, человек тоже является набором химических элементов. Поэтому я вполне допускаю, что минералы можно использовать в лечебных целях и успешно. Например, в старину из камней делали порошки для приготовления снадобий. Хотя здесь тоже немалую роль играет эффект плацебо.

А что касается мифов и легенд, многие из них ведь основаны на реальных событиях и фактах, которые, конечно, сильно приукрашены, но и полностью отрицать их нельзя. Частенько в горах есть ощущение, будто тебе постоянно кто-то сверлит спину взглядом, особенно когда остаешься в одиночестве. Хотя это может быть и самовнушением, но все же…

МЫ СОЗДАЕМ НАСТОЯЩУЮ КРАСОТУ

- В древности человек, создававший ювелирные украшения, был особым членом общества. Вы себя считаете необычным человеком?

- Это сложная работа, где нужно использовать знания из разных областей, в том числе химии и физики. Иногда она превращается в рутину, когда с утра до вечера сидишь, согнувшись в три погибели, и крепишь камни. При этом мы создаем настоящую красоту. Ювелир не может быть чистым прагматиком, который хочет заработать. Он должен вкладывать в работу всю свою душу, жить этим. Это ведь творчество, даже если тебе заказывают типовое изделие, можно добавить украшению индивидуальности. Лично для меня одним из определяющих факторов является любовь к своей профессии.

- Бывает, что Вы работаете не по заказу, а для души?

- Да, такое бывает в свободное время. Иногда интересно сделать, что-то незнакомое, применив новую технику. Это чистое творчество.

ПОТОМСТВЕННАЯ ВЕДЬМА

- Чтобы приступить к созданию ювелирного украшения, нужен особый настрой или вдохновение?

- Думаю, да. Есть изделия типовые, над которыми ты не задумываешься, у тебя просто движения отточены. Однако есть особенные изделия, на которые нужно настраиваться и здесь многое зависит от клиентов. Например, однажды ко мне обратилась женщина, назвавшаяся потомственной ведьмой. Она попросила меня работать над заказом на растущей луне, причем перед этим сутки поститься. Для меня это было дико, но интересно, поэтому требование я выполнил. Сама вещь была незамысловатая, однако уникальная, по ее собственному эскизу. А иногда бывает простое изделие, однако работа не идет, хоть ты тресни.

MOKUME GANE

- Расскажите о наиболее интересных Ваших экспериментах.

- Однажды решил попробовать изготовить кольцо, сделанное одним мастером, со сквозной витражной эмалью. Стал экспериментировать и только раза с седьмого получилось.Также была сложная работа, когда парень заказал кольцо в технике Мокуме Гане (Mokume Gane) – это японская методика, когда сковываются в единое целое несколько видов металла. Никогда раньше этого не делал, получилось не совсем так, как должно быть, однако клиенту понравилось.

- Какое самое сложное изделие, выполненное Вами?

- Однажды клиентка из Москвы заказала у меня нашейную гривну – стилизованное женское украшение времен Древней Руси. Изделие было очень сложным и включало более 1 тыс. разнообразных камней. Заказчица также попросила к гривне изготовить серьги в виде глухарей из золота с сочетанием горячей и холодной эмали, а также целой кучей камней-вставок. Причем эмали нужно было придать эффект жемчуга – я долго ломал голову, однако поиграв с оттенками, мне удалось добиться нужного результата. Эта работа заняла три месяца практически ежедневного труда.

ТОЛЬКО 15% ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ НА РЫНКЕ – НАТУРАЛЬНЫЕ

- От чего зависит цена драгоценного камня?

- Во многом от сочетания нескольких составляющих: цвета, чистоты, формы и качества огранки. При огранке камень теряет более 50% веса. Иногда люди находят кристаллы, например, рубина, на материнской породе в идеальной сохранности – такие экземпляры будут стоить намного дороже ограненного варианта, но ценность тут важна коллекционерам. Бывает и наоборот, найденный осколок рубина после огранки подорожает в десять раз.

- Как создаются искусственные камни?

- Существует много разных способов создания камней – выращивание из расплавов камней, есть дублеты и триплеты. Дублетами называются композитные камни, состоящие из двух частей, иногда соединенных цветным скрепляющим веществом. Триплетами называются камни, состоящие из трех частей, которые, как правило, приклеиваются к цветной прослойке.

Также есть способ облагораживания природных камней – при нагреве некоторые сапфиры светлеют и очищаются от внутренних включений. Изумруды часто пропитывают льняным маслом, которое делает невидимыми трещины и заполняет внутренние полости. Думается, что сегодня на рынке только около 15% драгоценных камней натуральные, остальные либо доведены до ума, либо искусственные. Даже сами продавцы камней далеко не всегда могут знать об этом.

Кстати, есть у меня коллега-огранщик, который работает с группой кварца – он настолько хорошо это делает, что непрофессионал вряд ли сможет после него отличить кварц от бриллианта.

- Какой самый дорогой камень, с которым Вам довелось работать?

- Думаю, это был александрит. Заказчик принес наследственное кольцо с камнем и попросил заменить оправу. Больше пока что я не видел александрита такого размера и качества. Он обладал шикарным реверсом – возможностью смены цвета при изменении освещения. Вовсе не обязательно, что дорогой камень – это сапфир или изумруд. Однажды мне принесли аметист, который становился при определенном угле света кроваво-красным. Многое может зависеть и от истории камня, например, мой учитель делал брошь с аметистом весом 100 карат, который был огранен в конце XIX века.

Сергей Боровинских,
фото из личного архива Алексея Туева