Моногорода УрФО – точки роста стратегического значения

Экономика
12 марта 2020 года, 13:39

Остановить вымирание моногородов – на это направлена новая политика в отношении муниципалитетов с монопрофильной экономикой. Хотя на самом деле надо было еще вчера, если вглядеться цифры, озвученные полпредом президента РФ в УрФО Николаем Цукановым в ходе тематического совещания в Карабаше (Челябинская область): минус 50 тыс. человек за пять лет, еще четверть остающихся – как правило, молодежь, лучшие профессиональные кадры – готовы покинуть родные города в поисках лучшей жизни. Что поможет остановить отток населения из моногородов – в материале АН «Доступ».

К категории моногородов на Урале отнесены 37 населенных пунктов (четыре – в Курганской области, 16 – в Челябинской области, 17 – в Свердловской области). Из них 12 являются моногородами с наиболее сложным социально-экономическим положением. В моногородах проживает 20% всего населения округа, а это более 2,5 млн человек, в том числе более 1,1 млн из них – в Челябинской области. На экономику монопрофильных образований приходится четверть инвестиций в основной капитал трех регионов Уральского федерального округа. Поэтому вполне объяснимо, что вопросы комплексного социально-экономического развития моногородов остаются для округа в числе приоритетных.

Напомним, с 2014 года действует институт поддержки – Фонд развития моногородов, основной целью которого является диверсификация экономики, создание новых рабочих мест и стабилизация социально-демографического положения таких территорий. И такое сотрудничество дает плоды, однако сохранение и даже увеличение числа рабочих мест в моногородах, по словам полпреда президента РФ в УрФО Николая Цуканова, сами по себе не являются гарантией снижения оттока населения.

«Основная причина отрицательной миграции кроется в комплексе накопленных проблем, при этом недовольство вызывает состояние медицины, социальной сферы, качество оказания жилищно-коммунальных услуг, комфорт городской среды и другие вопросы. В связи с этим необходимо помимо мероприятий, направленных на поддержку бизнеса, более активно решать насущные проблемы моногородов», – отметил Николай Цуканов в ходе февральского совещания в Карабаше.

Территория была выбрана неслучайно: Русская медная компания, в состав которой с 2004 года входит местный завод «Карабашмедь», инвестирует не только в модернизацию непосредственно завода (более 22 млрд за 15 лет), но и не устает вкладывать в социалку. «С 2010 года в развитие социальной инфраструктуры и реализацию благотворительных программ в Карабаше компания направила около 1,5 млрд рублей. Еще около 800 млн планируется вложить в 2020-2022 годах. На эти средства будут построены плавательный бассейн, современный жилой квартал и газовая котельная. Будет реконструирован уже третий по счету детский сад», – рассказал президент РМК Всеволод Левин.

Полпред высоко оценил работу компании, но подчеркнул, что со стороны власти неверно перекладывать вопросы развития территории на бизнес и умывать руки: «В Карабаше мы видим яркий пример социальной ответственности бизнеса, хотелось бы, чтобы в других городах были подобные примеры. Но на мой взгляд, бизнес не может полностью взять на себя затраты по развитию городов. Безусловно, каждый рубль, который сегодня выделяется бизнесом, регионом, должен привлекать и дополнительные деньги, в том числе из федеральных программ», – подчеркнул полпред.

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер, в свою очередь, сообщил, что правительство региона начало соответствующую работу по каждому моногороду – а их в области, напомним, 16. «Мы работаем индивидуально с каждым градообразующим предприятием, помогаем их развитию и обращаем внимание на социальную сферу, на то, чем живут граждане этих городов. Проблемы там есть. Есть общие проблемы, есть частные. Мы не только по каждому нашему моногороду – по всем муниципалитетам разработали программы, где выявили все основные проблемы. С ними сегодня разбираемся», – сообщил, в частности, Текслер. 

Он отметил, что планируется активно привлекать ресурсы, выделяемые в рамках национальных проектов, и это уже делается (около 1 млрд рублей в 2019 году, 1,5 млрд запланировано на 2020, 1,8 млрд – на 2021). В том числе за счет этих средств планируется решить ряд инфраструктурных проблем Карабаша: отремонтировать горбольницу (226 млн), построить и отремонтировать две школы (905 млн) и два детсада (192 млн), построить очистные и реконструировать канализационно-насосную станцию (582 млн), обновить участок транзитной дороги Кыштым – Карабаш – Миасс (281 млн) и центральную улицу города (100 млн). Более 1 млрд будет привлечено на реабилитацию объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, причиненного медеплавильным комбинатом в советские годы.

По словам председателя Совета директоров РМК Игоря Алтушкина, компания не может не приветствовать анонсированные проекты: «С самого начала мы понимали, что не только модернизация завода, но и вся социальная нагрузка ляжет, в первую очередь, на нас – в начале двухтысячных таких возможностей у государства не было. Сейчас – есть, и нам, конечно, будет гораздо проще улучшать жизнь здесь и, соответственно, нести социальную нагрузку».

По итогам окружного совещания в Карабаше принят ряд решений. В частности, органам исполнительной власти Челябинской области рекомендовано совместно с органами местного самоуправления принять исчерпывающие меры по исполнению национальных проектов на территории монопрофильных муниципальных образований; при реализации мер, направленных на развитие монопрофильных муниципальных образований, проанализировать возможность участия в различных федеральных проектах и программах, а также активизировать работу по подаче заявок от моногородов  по участию в программах развития НКО «Фонд развития моногородов». 

В ближайшее время полпредство направит в правительство РФ ряд предложений в подпрограмму «Развитие моногородов» государственной программы «Экономика и инновационное развитие Российской Федерации» в части софинансирования строительства (реконструкции) социальных объектов, софинансирования комплексных программ развития территорий (по аналогии с государственной программой «Комплексное развитие сельских территорий).