В костюмерном цехе Челябинского театра оперы и балета – обычная предпремьерная суета. Швеи спешно делают последние стежки на костюмах героев нового детского мюзикла «Русалочка» по одноименной сказке Андерсена. До премьеры – несколько часов, а Прекрасному Принцу оказались великоваты штанишки, а к юбке Морской Колдуньи решили пришить дополнительные детали.
А в это время на сцене идет последний прогон спектакля. Пока фантастические обитатели пучины морской отплясывают свои сказочные танцы, другие актеры заканчивают последние приготовления к своему выходу. В их числе – Народный артист России, известный тенор Николай Глазков, который играет роль короля.
В этом году каждый театр в своей детской постановке приготовил что-то особенное. Если оперный сделал традиционную ставку на музыкальность, то театр драмы в спектакле «Малахитовая сказка» – на актерскую игру и визуальные эффекты. Так костюм Хозяйки Медной горы будет светиться в темноте.
За репетицией пристально следит министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. Сегодня он председатель комиссии, которой предстоит выбрать лучшую новогоднюю интермедию. В преддверии праздников чиновники решили лично убедиться в том, что сценки для детей возле новогодней елки соответствуют профессиональному уровню. Оценивается не только игра актеров, но и весь внешний антураж детского праздника.
«Трудно назвать это проверкой как таковой. Просто мы хотели сами убедиться в готовности театров. В первую очередь, мы смотрели качество подготовки интермедии, зрительного зала, украшений – чтобы все было на качественном, высоком уровне. Чтобы это не было похоже, как сейчас говорят, на заштатный сельский клуб. Каждый профессиональный театр должен выглядеть профессионально», – рассказал министр.
По словам главы ведомства, в этом году детские представления вызвали у южноуральцев повышенный спрос. Для получения дополнительной прибыли некоторые театры внесли в репертуар изменения, увеличив количество новогодних спектаклей до трех в день. Соответствующие изменения претерпел и актерский состав – роли Дедов Морозов, Снегурочек и других персонажей играют по три-четыре человека. В связи с ожидаемыми дополнительными прибылями Минкульт решил удостовериться, что количество постановок не скажется на их качестве. Помимо «кнута», ведомство показало театрам и своеобразный «пряник» – лучшему учреждению компенсируют все затраты, понесенные на постановку интермедии. Цена вопроса – до 500 тыс. рублей.
«Не секрет, что проведение "елок" для театров является очень доходным мероприятием, поэтому они сами, в первую очередь, заинтересованы в том, чтобы провести их достойно, чтобы и в следующем году был такой же спрос», – подчеркнул Алексей Бетехтин.
Помимо оперного и театра драмы, на контроле у министра – молодежный театр, бывший ТЮЗ. Здесь для маленьких зрителей поставили сказку «Тайна гномов и новогодний сундук». Любопытный Заяц устроит такую заварушку, что поставит под угрозу приход Нового года. А спасать сказочного Деда вместе с героями спектакля будут дети.
Как отметил министр, не обошлось без замечаний и определенных недочетов. Но в целом, по его мнению, директора учреждений подготовились к новогоднему празднику очень качественно.
Конкурс на лучшую детскую новогоднюю интермедию продлится до 31 декабря. К этой дате комиссия Минкульта, помимо Молодежного и Драмы, намерена проверить все главные «елки» города – в филармонии, театре оперы и балета и кукольном.
Сергей Подолий
на рассылку dostup1.ru