«Манекен» представляет страшно веселую сказку для взрослых
Отключиться от проблем, развлечься и весело провести вечер предлагает челябинцам театр «Манекен», открывший свой юбилейный сезон страшно веселой сказкой для взрослых «Король-Олень» (16+), – вольной вариацией старой пьесы Карла Гоцци авторства Сергея Плотова, которую сыграют 28 и 29 октября.
Надеясь возродить традиции дель арте, Сергей Плотов не только дописал, но еще добавил, обострил и углубил. Просветительский урок зрители восприняли с восторгом, потому как ярко, шумно, весело и даже смешно.
Сюжет напичкан коварством и любовью, чудесатыми перевоплощеньями, юмором, сказочной ложью и правдивыми намеками. Вымышленным миром управляет волшебник Дурандарте. Над ним, в свою очередь, властвует помреж, который постоянно напоминает, что все происходящее на сцене – театральная суета и только. А еще есть Чигалотти, слуга волшебника, который не властвует, но убеждает, что волшебник по-настоящему волшебный и он тут главный (несмотря ни на какого помрежа), что все происходящее происходит в Италии, в подтверждение чего долго и с упоением ругается с помрежем на итальянском и русском. Это жутко затягивает прелюдию, но работает на разогрев публики.
И наконец, над всем уже за кадром властвует режиссер, который усердно нашпиговал спектакль гэгами, репризами, каламбурами, комическими трюками, интерактивом, песнями, танцами, выходами и входами артистов из роли и обратно. А еще музыкой всякой и разной (от «Чижика-Пыжика» до «Кин-дза-дзы»), стилизованными костюмами, черными джинсами, гримом, масками, страусиными перьями, самокатами, велосипедами и зомби.
В общем, балаган – жанр, в котором масса прелестей (возможны любые нестыковки сюжета, можно подурачиться, а что вы хотите – балаган!), но и свои же законы. Сюжет сложноват, лишен сарказма (?!) и даже куртуазен. Виртуозные лацци и прекрасно исполненные песни ублажают публику, но замутняют фабулу – в приступах всеобщего веселья найти порванные нити сюжета бывает проблематично…
Подсказка для зрителя: король Дерамо решает жениться, чтобы оставить наследника, и с помощью волшебной статуи ищет ту, кто искренне любит его, а не его трон. Девушек оказывается две: Смеральдина (служанка) и Анжела (дочь второго министра Панталоне). Король выбирает, естественно, Анжелу, в которую, к тому же, влюблен. Это жутко бесит его первого министра Тарталью, который тоже любит Анжелу, а короля хотел женить на своей дочери Клариче. Но Клариче любит Леандро, в чем признается королю.
Тарталья готов пристрелить непокорную дочку, король переводит стрелки на статую, которая не позволяет лгать, в качестве компенсации рассказывает Тарталье второй секрет – как перемещаться в мертвое тело и обратно. И опрометчиво демонстрирует волшебство, переселившись в убитого оленя. После того как король с рогами на голове убегает, душа Тартальи занимает королевское тело и начинает домогаться Анжелы.
Королю ничего не остается, как занять брошенное тело Тартальи и явиться во дворец, где начинаются террор и разборки. Анжела не признает короля ни в том, ни в другом. Подключается Смеральдина. Положение спасает волшебник…
Словом, артисты «Манекен» сваяли шутку-браваду, развлекли публику, развлекаются и хулиганят вволю. Но и в мутной воде водятся золотые рыбки! Зрительские симпатии достались главному Злодею (он же Тарталья, он же артист Никита Манылов).
Грим, мимика, пластика, тембр, интонация – все в кассу. Негодяй классический: коварный, злобный, хитрый, трусливый, при этом хромоногий горбун-заика – множество актерских задач в одном флаконе. И ни одного прокола. Чудеса… Не-еет, чудеса начинаются во втором акте, где задачка усложняется вдвое – сыграть короля в теле Тартальи.
Чудо переселения душ происходит на глазах потрясенного зрителя. И весьма убедительно. Респект. Чистая работа.
Злодейский оппонент (Дерамо) и актерский напарник (Алексей Чумак) изначально лишен столь ярких красок – романтические влюбленные всегда выглядят пастельно и даже могут «потеряться» на фоне бурно-колоритных соперников. К тому же, их (влюбленных романтических) по русскому обычаю частенько тянет в станиславщину. Спасали от потери личины ирония и юмор, очень кстати разбавившие основную окраску роли. Зато во втором действии к королю с душой Тартальи перешли все козыри – весь богатый арсенал приспособлений от напарника, которыми Чумак распорядился вполне по делу. Несладкая парочка Тарталья-Дерамо на взгляд пристрастного зрителя – главная удача спектакля.
Интересно работает вторая парочка влюбленных (Клариче-Леандро). Клариче – вся такая изящная, но готова постоять за себя, за возлюбленного и даже за злодея-папу. Смена имиджа ей явно на пользу. Но трагедия, случившаяся с отцом (его объявляют убитым на охоте), совсем выбивает девушку из колеи.
Леандро – ходячее доказательство народной мудрости – от любви глупеют, что, впрочем, при умной возлюбленной некритично. Как известно, противоположности притягиваются, даже если существуют в разных жанрах.
Словом, «Король-Олень» – спектакль не про придираться, он про не задаваться лишними вопросами, не проводить аналогий, про отключиться от проблем, про наблюдать за всеми хитростями, перипетиями, актерскими удачами и радоваться, что где-то когда-то жили весело, а все истории заканчивались хорошо.
Виктория Олиферчук,
фото Дмитрия Куткина
на рассылку dostup1.ru