ВАЖНО. Легальный, удобный, ответственный: каким обещают сделать общественный транспорт Челябинска

Общество
26 апреля 2018 года, 13:55

Сферу общественного транспорта Челябинска ждут заметные перемены. В этом убежден начальник городского управления транспорта Роман Болотов. С чем связаны эти ожидания и что конкретно изменится уже в следующем  году, выяснил корреспондент Агентства новостей «Доступ».

КОНЕЦ ВОЛЬНИЦЕ

Свои надежды власти связывают, в первую очередь, с доработкой федерального закона 220-ФЗ – о принципах организации регулярных пассажирских перевозок в РФ. Закон вступил в действие еще в 2017 году, но практика показала его несовершенство. Поэтому с 1 июля 2018 начнут действовать поправки, призванные устранить слабые места.

Прежде всего, они направлены против той вольницы, которой все эти годы пользовались перевозчики, не особенно считаясь с позицией местных властей и тем более пассажиров. Например, толклись на наиболее прибыльных центральных маршрутах, зачастую игнорируя транспортные потребности жителей окраины. Или выходили на линии, главным образом, в часы пик, а в вечерние часы заставляли народ томиться на остановках в бесконечном и бесплодном ожидании. А то и вовсе могли оставить город без транспортного обслуживания, как это случалось не раз при плохой погоде или в дни некоторых религиозных праздников. И все это было, повторим, на вполне законных основаниях.

Вскоре подобное будет исключено, уверен Роман Болотов. Если в планах перевозчика – продолжить работать на рынке услуг пассажирского транспорта, ему придется подчиниться требованиям и правилам. Рычаг в руках в администрации – это договоры на обслуживание маршрутов. Сейчас их заключено 45, и в 2019 году их действие закончится. Для заключения новых перевозчикам придется участвовать в конкурсах. А уж их власти готовы встретить во всеоружии, прописывая целый набор требований и систему санкций за их несоблюдение – вплоть до разрыва договора и потери возможности легально работать на маршрутах.

ХОЧЕШЬ ВОЗИТЬ – МЕНЯЙСЯ

От перевозчиков даже выход на конкурс, не говоря о самих пассажирских линиях, потребует значительных, если не сказать разительных перемен. В первую очередь, они будут касаться подвижного состава. Предпочтение отдадут тем компаниям, которые обеспечат выход на линии автобусов большой вместимости с низким полом. Они наиболее удобны для пассажиров, но как минимум это требование избавит Челябинск от того автохлама, который ушлые перевозчики успели свезти в город буквально со всей страны. Не сильно, надо заметить, печалясь об удобстве граждан и том, как это все это самоходное убожество смотрится на улицах мегаполиса, к тому же, готовящегося к большим международным мероприятиям.

Второе важное условие: все участники пассажирских перевозок будут обязаны подключиться к единой диспетчерской службе. О ее создании уже распорядился мэр Евгений Тефтелев. Сейчас в городе действует прототип единой диспетчерской – МУП «Служба организации перевозок». Но она следит, в основном, за работой муниципальных перевозчиков, потому что частники по понятным причинам не торопятся стать видимыми для «большого брата». Теперь все тот же 220-ФЗ обяжет все транспортные средства, выходящие на пассажирские линии, оборудовать датчиками системы ГЛОНАСС, которые в режиме реального времени будут информировать диспетчеров о местонахождении конкретного автобуса и скорости его перемещения по городским улицам.

«Разумеется, все перевозчики будут обязаны подключиться к общей системе оплаты проезда, которую мы продолжаем совершенствовать. Например, в ближайшее время у пассажира появится возможность оплатить свой проезд обычной банковской картой. Кроме того, будем развивать продажу так называемых безлимитных билетов, которые дают пассажиру возможность осуществлять, по сути, бесплатные пересадки в течение определенного количества времени», – отмечает Роман Болотов.

Еще одно требование, продиктованное обновленным законом, установка тахографов. Не секрет, что водители, работающие у частных перевозчиков, часто вынуждены находиться за рулем дольше положенного. Это как минимум не способствует безопасности перевозок. Приборы, о которых идет речь, помогут исключить опасные переработки.

ФАС БОЛЬШЕ НЕ УКАЗ

Отдельно стоит сказать о грядущих переменах в транспортном обслуживании окраин. Раньше власти не могли вменить перевозчикам обязанность помнить не только о рентабельных маршрутах, но и о тех направлениях, на которых особо не заработаешь. Перевозчики сразу обращались в антимонопольное управление, откуда в мэрию прилетал протест на «действия, ограничивающие конкуренцию».

Сейчас, с началом действия поправок к 220-ФЗ, стало возможным формировать лоты и в рамках распределения давать в нагрузку к одному прибыльному маршруту один менее выгодный или даже заведомо убыточный. Согласившись на работу с этим лотом, перевозчик будет обязан надлежащим образом обслуживать оба направления. В противном случае компания просто рискует вылететь с обоих маршрутов.

НОВЫЙ БОЙ НЕЛЕГАЛАМ

Ужесточая требования к перевозчикам, в управлении транспорта готовы и к тому, что часть из них попытается продолжить возить пассажиров, перейдя на нелегальное положение. Арсенал средств борьбы с «подпольщиками» расширяется и совершенствуется, заверил Роман Болотов. Средства применяются, в том числе, технические: в распоряжении властей теперь есть эвакуаторы, позволяющие изымать и отгонять на штрафстоянку транспорт, пойманный на незаконной «стрижке» пассажирских маршрутов.

Что касается административной практики, то в мае ожидается ее пополнение: в суде будет разбираться иск о взыскании упущенной выгоды, который был подан легальным перевозчиком против конкретного водителя-нелегала. Сумма в иске – довольно приличная, и его удовлетворение станет внушительным предостережением.

Вообще, по словам начальника транспортного управления, главное, что уже удалось сделать, послать недвусмысленный сигнал о том, что благодаря новому законодательству нелегалам уже не удастся так запросто строить бизнес на челябинских пассажирских маршрутах. Куда проще и выгодней выйти из тени, приняв общие правила. Или уйти.

«ВЫДЕЛЕНКА» И «ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР»

Готовясь к новой транспортной революции, власти наряду с «кнутом» обещают перевозчикам и «пряники». В первую очередь, речь идет об организационных решениях, которые направлены на обеспечение преимуществ общественному транспорту в городском потоке. В числе таких возможных решений – предоставление выделенных полос для движения автобусов и троллейбусов. Кроме того, челябинские трамваи могут получить «зеленый коридор», когда благодаря особой настройке светофоров зеленый для них будет загораться на несколько секунд раньше, чем для остальных участников движения.

В сентябре в распоряжении мэрии будет интерактивная электронная модель, которая позволит просчитывать последствия конкретных решений по корректировке транспортной схемы города. С опорой на нее власти намерены перейти, наконец, от слов к делу. Тем более что опросы показывают рост лояльности горожан к идее предоставления общественному транспорту преимуществ в городском потоке. К тому же, в Челябинске уже сформирована эффективная система контроля дорожной обстановки, способная обеспечить неприкосновенность «выделенок», как уже удалось воспитать в местных водителях уважение к стоп-линиям на перекрестках.

Подготовил Александр Полозов