Краткий срез культурных брендов Челябинской области: Громада «Камераты»

Общество
27 октября 2015 года, 09:48

Когда разговор заходит о Челябинской области, в первую очередь, многие вспоминают об экологии, металлургии и «суровости» жителей. Кто-то упомянет о шикарной природе, кто-то – о метеорите, кто-то – о крупных спортивных соревнованиях, которые теперь принимает регион. Но мало кто заговорит о культуре – будто эта часть жизни не так важна. Между тем, на Южном Урале родились такие поистине всенародные праздники, как Ильменка и Бажовка, как конкурс красоты и таланта «Татарочка», как фестивали джазовой, классической и духовной музыки и многое другое. Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказывать своим читателям о самых ярких культурных событиях, которые ежегодно привлекают гостей со всей России и из-за рубежа.

Челябинские зрители раз в два года могут увидеть то, что никогда не увидели бы без этого фестиваля. «Камерата» – событие, которому не дали кануть в Лету, фестиваль, который раз в два года собирает на гостеприимной челябинской земле коллективы, может, и не знаменитые, не большие, зато однозначно самобытные, с собственным взглядом на искусство, на его роль в жизни людей и свое место в этом искусстве. Не все творческие искания, надо признать, находят отклик в сердцах южноуральцев, но уж те, кто вступил в резонанс с местным, кстати, вполне взыскательным, зрителем, как правило, возвращаются – уж больно им нравится тут, в Челябинске, фестивалить.


Camerata – в переводе с латыни: «содружество».


А семь лет назад, мы, казалось, потеряли этот праздник ярких актерских и режиссерских работ – когда в 2008 году отгремела юбилейная, 10-я, «Камерата», страна вверглась в очередной кризис – и, как это обычно бывает, об искусстве думалось в последнюю очередь, а уж самому искусству оставалось только затянуть пояса.

Впрочем, привыкать ли простому артисту… Тем более рождался фестиваль тоже не в самые тучные годы: история Международного театрального фестиваля «Камерата» началась в 1992 году, когда Камерный театр впервые провел недельный показ своих спектаклей – так молодая труппа решила привлечь к себе внимание как зрителей, так и профессиональных критиков.

В январе 1994 года состоялся второй фестиваль, на который прибыли несколько театров из Магнитогорска и Москвы. Это мероприятие получило поддержку министерства культуры и правительства Челябинской области.

Постепенно театральный фестиваль – а точнее, своеобразная лаборатория, где все время шел (и это продолжается по сей день) напряженный поиск современного языка общения, той театральной образности, которая могла бы отразить наиболее острые актуальные проблемы, – набирал популярность, его начали посещать театры не только России, но и других стран, а из локального и местечкового фестиваль вырос до масштабного культурного события.

В 2003 году, на VII Международном фестивале «Камерата-Транзит», впервые появляется жюри. Судьи – ведущие критики Москвы, Санкт-Петербурга и Урала. Они путем открытого голосования распределяют основные премии, которые присуждаются за лучшие женскую и мужскую роли, за лучший дуэт и Гран-при.

Премии – это хорошо, говорят сами участники, но не это заставляет артистов вновь и вновь подавать заявку на участие в «Камерате» – а после возрождения в 2013 году число заявок переваливает за полсотни. Куда важнее, что челябинский фестиваль все время ищет, а главное – находит – новые формы общения и в профессиональном кругу, и со зрителем, который становится все взыскательнее.

В разные годы на фестивале побывали известные коллективы: театры «Zooпарк» из Нижнего Новгорода, пермский театр «У моста», новосибирский «Глобус», театр «Особняк» из Санкт-Петербурга, Коляда-театр из Екатеринбурга, коллективы из Москвы, Минусинска, Красноярска, а также из Женевы и Еревана. Гостями фестиваля были известные актеры: Анни Жирардо, Александр Филиппенко, Лев Дуров, Ирина Алферова, Валентина Талызина, Сергей Юрский, Лия Ахеджакова...

Несмотря на разницу в классе артистов, надо отдать должное оргкомитету фестиваля – они умудряются составить афишу так, что через все – даже абсолютно полярные, казалось бы, спектакли, проходит одна общая красная нить. И общего у них в итоге оказывается больше, чем различного – вот такой вот феномен.

Так, условием четвертой «Камераты» было участие только премьерных спектаклей; пятая проходила на площадках сразу двух городов – в Челябинске и Озерске, в рамках проекта «Камерата-транзит»; шестую, в 2001 году, полностью посвятили отечественной «новой драме»: на фестивале, проходившем под слоганом «Новая территория», состоялась 12-часовая читка пьес драматургов из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Челябинска. Группу драматургов, готовящих вместе с актерами Камерного театра пьесы для чтения, возглавлял известный актер, режиссер, драматург и сценарист Николай Коляда.

В 2003 – новое прочтение классических произведений: здесь были и спиритические сеансы, и нестареющий «чеховский» юмор, и поток сознания, и внезапные озарения-осознания, позволяющие пережить и понять, насколько важнее любить, чем логически препарировать события, рационально раскладывая все «по полочкам».

«Камерата-2008» была юбилейной. Несмотря на надвигавшийся кризис, фестиваль с завидным упорством продолжил знакомить челябинскую публику со многими достижениями и новшествами, которые появляются на сценах мира. Главным критерием отбора спектаклей стало их качество. Организаторы жаждали взрывчатых постановок, которые бы расшевелили Челябинск своей необычностью. И они своей цели достигли. И снова были самые разные жанры: от семейной драмы до мрачной комедии… И снова – горячая благодарность зрителя и бурные обсуждения спектаклей потом, внутри «цеха». И эти обсуждения – тоже традиционная и яркая часть «Камераты».

После пятилетнего перерыва, в 2013, театр стал, по выражению главрежа Камерного Виктории Мещаниновой, злее, он начал высказывать свою точку зрения на окружающее, он стал более социальным.

Тогда челябинцы увидели и несколько спорных – и взрывных (куда без этого!) постановок. Некоторые даже стыдливо отводили глаза от афиши с кричащими названиями «Дневник онаниста» и «Школа для дураков»… Словом, 11-я «Камерата» порадовала зрителей девятью совершенно разными по драматургии и стилистике спектаклями, в буквальном смысле отразившими театральную картину всей России.

Светлана Замараева из Екатеринбургского ТЮЗА завеоевала Гран-при «Камераты-2015» за музыкально-поэтические размышления «Житейское море»

В нынешнем 2015 году «Камерата» была посвящена моноспектаклям – идею проведения фестиваля в таком формате предложила театральный деятель, критик и драматург из Германии Нина Мазур. И организаторы не прогадали. Девять работ (две из них – от зарубежных театров) , в числе которых были «Крейцерова соната» Тюменского драматического театра, история единственного русского матадора от Магнитогорской драмы, литературно-музыкальная композиция «Вечный пост» Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ», в основу которой положены стихи и проза культовой фигуры русского рока, поэта-пророка Александра Башлачева, не оставили челябинцев равнодушными.

Кстати, сейчас снова кризис. Но кажется, нынешнее руководство области не намерено жертвовать искусством ради хлеба насущного. И следующая «Камерата», прочно занявшая свое место в культурной жизни Челябинска, в 2017 году должна состояться.

«Фестиваль "Камерата" в своей биографии имел определенный перерыв, и мы рады, что он все-таки получил продолжение, которое оказалось таким ярким и насыщенным. Это одно из знаковых мероприятий для всей нашей области, фестиваль, которым мы все гордимся», – говорит глава южноуральского Минкульта Алексей Бетехтин.

Начальнику вторит его заместитель Григорий Цукерман: «Были перерывы, связанные с финансированием, но к радости челябинского зрителя "смутные" времена закончились, и вновь на сцене – профессиональные актеры и удивительные эксперименты. "Камерата" всегда была такая, почти андеграундная, поддерживаемая государством. И челябинский зритель более чем готов к восприятию такого рода искусства. Тенденции, которые сейчас происходят в культурной сфере, очень странные: люди платят огромные деньги за антепризные спектакли, когда вот, под боком, за 200 рублей можно получить удовольствие от настоящего, глубокого, подлинного искусства», – подчеркнул Цукерман.

Нам, простым, но верным театралам, остается надеяться, что у власти хватит великодушия и воли на то, чтобы сохранить уникальный фестиваль, и громада «Камераты» продолжит знакомить челябинцев с самыми смелыми театральными экспериментами России и мира.