ЭКСКЛЮЗИВ. Иван Сеничев, директор ХК «Трактор»: Обратная сторона игры

Интервью
11 июля 2018 года, 16:13

До старта очередного хоккейного сезона осталось не так много времени, а до выхода игроков из отпуска и начала тренировок – считанные дни. Клубы КХЛ стартуют в сентябре, сыграют по 62 матча (поровну дома и на выезде) и завершат регулярку в феврале. Какие планы строит на 2018/2019 челябинский «Трактор», как идет подготовка и чем клуб удивит болельщиков, Агентству новостей «Доступ» рассказал директор клуба Иван Сеничев.

- Иван Викторович, буквально на днях КХЛ дала раскладку по позициям рейтинга КХЛ, позволившего «Трактору» войти в десятку лучших, показав при этом максимальный прирост в сравнении с другими клубами…

- Да, Лига совсем недавно стала делать такой анализ с рейтингом каждой команды. На майском совещании руководителей клубов президент КХЛ Дмитрий Чернышенко подвел итоги сезона, рассказал об итогах рейтинга и его восьми критериях, каждый из которых имеет определенный вес в итоговом показателе: спортивные достижения, расходы на оплату труда игроков, ТВ-индекс, доля государственного финансирования, заполняемость арен, несвоевременное осуществление расчетов по оплате труда с игроками, вместимость арен, потенциал локального рынка.

Наибольший рост сезона 2017/2018 в рейтинге показал ХК «Трактор», поднявшийся с 14-й позиции на 10-ю. Это очень весомо. Причем мы хорошо шагнули вперед по каждому показателю: по спортивной составляющей мы находимся на 4-м месте (против 11-го в прошлом сезоне), по посещаемости – вторые.

Отмечу, что такой результат не сам по себе образовался, а стал итогом кропотливой работы всего коллектива клуба в течение двух последних сезонов. Напомню, что в предыдущем сезоне (2016/2017) мы с 18-го места поднялись на 14-е, в нынешнем – переместились еще на четыре позиции. Но на достигнутом не планируем останавливаться. Расшифровка рейтинга по отдельным позициям позволит не просто двигаться дальше, но и четко спланировать нашу работу по каждому направлению. Какие-то моменты нам по силам улучшить, а какие-то, например, увеличить вместимость арены, невыполнимы.

- «Трактор» смог подняться выше, тогда как некоторые клубы вовсе покинули лигу. Что удалось челябинцам, по каким показателям клуб в лидерах?

- Да, КХЛ с этого сезона проводит жесткую политику. Вы знаете, что по итогам сезона в суперлиге теперь не будут выступать «Югра» (Ханты-Мансийск) и «Лада» (Тольятти). Зато в нашей конференции (Восток. – Прим. АН «Доступ») теперь будет играть нижегородское «Торпедо».

Я уже говорил, что мы серьезно улучшили спортивный результат, вышли на 4-е место. Для покинувших Лигу клубов одним из критериев «вылета», помимо спортивных результатов выступления в сезоне, стала финансовая составляющая. Это, при всем прочем, еще и отсутствие у клуба долгов. Наш клуб отмечен как один из лучших по выполнению финансовых обязательств. Ни у кого из наших партнеров нет к нам претензий. У нас нет никаких задолженностей за услуги, оказанные клубу. Мы себе этого просто не позволяем. Работаем по четко утвержденному бюджету. И еще раз повторюсь, несмотря на то, что по финансированию клуб – «крепкий середнячок» в Лиге, наш сегодняшний результат – бронзовые медали чемпионата.

- Иван Викторович, из чего складывается финансирование клуба?

- По меркам КХЛ наш бюджет довольно умеренный. Большая часть расходов – это клубная вертикаль, ведь «Трактор» – это не только основная команда, это еще молодежная «Белые медведи» и команда высшей лиги «Челмет». Детская спортивная школа «Трактор» тоже в нашей системе. Мы поддерживаем наших ветеранов. Не забывайте про работу с болельщиками – клуб заметно выделяется в Лиге по работе в этом направлении: посмотрите, какой насыщенный календарь мероприятий с фанатами, сколько мы проводим праздников, тематических матчей!

И ни от одной из вышеперечисленных статей расходов мы не вправе отказаться, хотя трат хватает: деньги идут на проведение различных мероприятий клуба, предматчевые шоу, наружную рекламу, социальные программы…

Вот, к примеру, 10 августа мы проводим всего лишь третий, но уже всем полюбившийся фестиваль Traktor Open. Стараемся затраты уравнять с доходами, то есть праздник должен хотя бы «выйти в ноль». При этом почти каждый участник феста получит призы и подарки от клуба и партнеров.

- Насколько спонсоры и партнеры удовлетворены сотрудничеством с клубом? Считают ли эффективной рекламу с «Трактором», с точки зрения маркетинга?

 - Хороший вопрос, по сути, его надо задавать скорее самим нашим партнерам и спонсорам (улыбается). Думаю, что большинство удовлетворено работой с нами, особенно в последнем сезоне. Посещаемость и смотрибельность игр клуба в 2017/2018 была на высоте. Ну, судите сами: матчи «Трактора», особенно в плей-офф, были одними из самых востребованных, на нашем областном телеканале ОТВ трансляции матчей клуба имеют самый высокий рейтинг. Конечно, для спонсоров это очень значимо, реклама делает свое дело. С августа почти до мая реклама не сходит со страниц газет, сайтов, телевидения. Плюс есть еще и отложенный эффект, когда очень долго после окончания сезона в прессе используются фото и видео команды с рекламой спонсоров.

Пользуясь случаем, конечно, хочу сказать отдельное спасибо всем нашим партнерам, всем, кто поддерживает клуб, понимает наши проблемы и идет навстречу.

Но и отмечу, что мы не просто получаем деньги от спонсоров или работаем по взаимозачету. У клуба есть четкие и определенные обязательства перед каждым из них. А за слова и поступки мы отвечаем. Помимо рекламных позиций, для партнеров всегда запланирован ряд мероприятий с клубом. И все это «Трактор» отрабатывает с лихвой.

- Иван Викторович, «Трактор» действительно бренд региона, его история. Иногда в прессе или на просторах интернета в адрес клуба промелькнет не просто критика, а то и более неприятные выражения. Как относитесь к этому?

 - Да никак. Всегда были, есть и будут мелкие пакостники. Согласитесь, состоявшийся человек вряд ли будет сидеть и писать в интернетах пошлые комментарии. Во-первых, ему просто некогда это делать, во-вторых, зачем?.. Иногда и позитивная новость сразу вызывает желчную реакцию: повесили лучший в лиге медиакуб – надо обгадить, выиграли бронзу – опять обхаять. Я таких часто называю «моськами» – это и про них Крылов два века назад, помните, написал: что норовят «совсем без драки попасть в большие забияки». Так что пусть говорят. Собаки лают – караван идет.

 - О многом сегодня поговорили, даже с финансами разобрались. Как опытный и успешный управленец скажите, что самое сложное в вашем хлопотном хоккейном хозяйстве?

 - Действительно, хоккейное хозяйство, хотя и интересное, но довольно непростое. Ведь то, что зрители видят в телевизорах и непосредственно на арене – это только верхушка айсберга. Хоккейный клуб – сложный живой организм, включающий техобеспечение и содержание арены (а это и освещение, и звук, и материальная база, и чистота, и еще много чего), медицину, наукоемкие технологии, создание условий для качественных телетрансляций, финансы, имидж клуба, рекламу и продвижение. Колоссальное внимание мы уделяем безопасности: четко выполняем все требования, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом, у нас отличная система видеонаблюдения. Не забывайте о медицинском обеспечении каждого матча, противопожарной безопасности. Одним словом, забот хватает.

Но самое главное в такой большой команде, на мой взгляд, это отношения в коллективе. Мы как один огромный оркестр, где много инструментов и музыкантов. Каков дирижер – так оркестр и играет. Команду единомышленников надо заразить идеей. Главная задача руководителя – собрать профессионалов вместе, создать им все условия, как сказал знаменитый ученый-физик Сергей Петрович Капица, и «не мешать хорошим людям работать».