Инна Храмцова, главный дизайнер «Юничел»: Я живу уже в лете 2021-го

Интервью
10 февраля 2020 года, 10:37

«Я живу уже в лете 2021-го», – говорит эта невыносимо стильная женщина, которой дашь от силы 35. При этом стаж работы на «Юничел» у нее, страшно сказать, в этом году 28 лет. Своего возраста (7 февраля она отметила юбилей) Инна Храмцова не стесняется, впрочем, она его, похоже, просто не помнит. И не мудрено забыть, когда вот так вот скачешь во времени. Очень редко – в прошлое и гораздо чаще – вперед, в будущее. Каким она его видит, о чем знает наверняка и почему 2020 год станет переломным в судьбе ее фабрики – в интервью Агентству новостей «Доступ».

О ПРОШЛОМ

- Инна Викторовна, 1992 год, Вы выпускница одного из лучших в стране Московского государственного университета технологии и дизайна – так, почему «Юничел»? 

- Только тогда это предприятие называлось ЧОФ – Челябинской обувной фабрикой и было, честно говоря, на грани катастрофы – в 92-м годы все разваливалось, страну штормило.

- То есть пространство вокруг было не сказать, чтобы творческое?

- О да, все было очень печально, грустно и тоскливо. Честно говоря, увидев в магазинах обувь от ЧОФ, я была в тихом ужасе. Потому что поточную обувь шили тогда – я понимаю, что от безысходности – сапоги, например, из вельвета. Вы можете себе такое представить?! Голенище из вельвета – ну, это надо было сильно творчески выкрутиться! Ни кожи не было, ни комплектующих…

- Но начинать с чего-то надо было? 

- Ну, да, шаг за шагом… И в этом очень помог наш генеральный директор, Владимир Степанович Денисенко. Это он горел тем, чтобы фабрика удержалась на плаву и вообще выжила. Это именно он не сдал фабрику в аренду под торговый комплекс. А тогда бы все мы, весь коллектив, могли просто пойти на улицу. Но он проявил невероятную твердость, а предприятие шаг за шагом потихоньку начало выкарабкиваться: поиск новых технологий, материалов, комплектующих, поставщики, обучение... Поставщиков мы тогда искали буквально по всему миру…

- А дизайнерские-то навыки Вы начали применять?

- У меня было просто дикое желание делать красивую, хорошую обувь европейского уровня. Мы много выезжали – на выставки, ходили по  итальянским фабрикам, смотрели, как делают обувь они, какое оборудование должно быть, какие кожи, какой дизайн. Мы же в 90-е не сильно были избалованы красивой обувью, прямо скажем. Надо было шлифовать понимание, какой должна быть обувь, а следовательно, воспитывать вкус и у потребителя. И в этом нам здорово помогли итальянцы. Они обладают природным чутьем, у них чувство прекрасного в крови, они выросли среди красоты, когда на каждом шагу произведения искусства, на каждом шагу – красота тысячелетий. У нас… Ну, советская культура шла немного в другом направлении, фабрики, по крайней мере, были заточены под то, чтобы всю огромную страну хотя бы просто обуть, о красоте особо печься было некогда.

- Типа ладно скроено да крепко сшито?

- Да, может, неказистенько, но носить-то можно...

О НАСТОЯЩЕМ…

- Инна Викторовна, когда идете по улице – смотрите, во что народ обут?

- Обязательно! Это уже болезнь даже, профессиональная деформация! Взгляд сразу же падает на ноги, потом вверх, потом снова вниз – как сканер, считывание информации.

- И что Вам удается считать?

- Ну, обувь вижу сразу. Если вижу красивую – приятно, если красивую и «свою», «Юничел», – вдвойне приятно.

-И часто видите «свою»?

- Да. Причем часто мне нравится, как круто она выглядит со стороны, как здорово ее люди умеют сочетать и интерпретировать. Например, когда я создавала, рисовала в голове какой-то один образ, а вижу, что покупатель сочетает ее совсем иначе, но тоже круто.

- А идеи на улице собираете?

- Ну, да, память профессиональная, достаточно один раз взглянуть – «сфотографировать» – и потом обдумываю понравившуюся идею, пытаюсь примерить ее на наши фасоны, на нашу линейку, включить ее, встроить, если она действительно необычна, интересна и может вдохнуть новую жизнь в уже отработанную модель.

- А от каких-то брендов отталкиваетесь? И вообще не считается зазорным что-то где-то подсмотреть в вашей работе?

- Нет, это незазорно вообще, потому что это мода. Обувную моду диктуют, конечно, итальянцы, это, в первую очередь, PRADA, самый главный законодатель моды, Gucci и – не мой любимый, но тем не менее – Dolce & Gabbana, это больше гламурный стиль. А общемировой тренд, не подиумный, а потребительский, тяготеет, конечно, больше к разумности, практичности. Но только чтобы практичность была красивой. Вот это главное! Красиво и удобно! И если в коллекции умудряешься сохранить этот баланс – вот это дорогого стоит.

- Можете в двух словах сформулировать свой стиль в дизайне обуви?

- Я дизайнер-производственник, промышленный дизайнер.

- Я так понимаю, это сразу отметает всякие безумства, которые всплывают в голове при слове «дизайнер»…

- Абсолютно точно. Тут надо четко понимать: да, ты можешь упирать на экстравагантность – и у меня, как у любого творческого человека, есть безумные идеи… О-о, дай мне полную волю, будь у меня свой бренд, конечно, я бы создала совершенно другую обувь, такую, которая в моем понимании шикарна, прекрасна и так далее. Но я понимаю: я работаю на производстве, а это значит, что я должна вписываться в концепцию того потребителя, на которого мы работаем, и в возможности фабрики. Это надо очень четко понимать. Если этого не получается, если ты создашь коллекцию, которая не продастся, тебе просто скажут «до свидания». К сожалению, рынок сегодня очень жесткий.

- То есть продаваемость коллекции, коммерческая успешность – сегодня это главный показатель?

- Точно.

- Над какими моделями Вам больше нравится работать: женскими-мужскими, детскими-подростковыми?

- Я универсал. Я умею делать все.

- Но есть же любовь?

- Тогда женская, конечно! И очень нравится с детской работать… Но все-таки больше женская.

- И какие ключевые тренды сейчас? Что сейчас на острие – простота, элегантность или броскость – что?

- Вы знаете, мы практически исключили из нашей коллекции высокий каблук, вообще исключили все, что выше «пятерочки» (5 сантиметров. – Прим. автора), потому что как показывают исследования, рынок очень сильно поменялся за последние 5 лет. Мы много уже об этом говорили. Если в 90-е годы женщины предпочитали высокий каблук, считалось, что наряду с короткой юбкой это путь в высшее общество. А сегодня предпочтения поменялись, у женщин перещелкнулся тумблер на практичность. Тут моду диктуют уже феминитивы: мы сами можем зарабатывать, без чьей-либо помощи, у нас с мозгами все в порядке, и тогда зачем нам мучить свои ноги.

Я вообще считаю, что каблук-шпильку, в конце концов, ждет участь корсетов, изживших себя в конце XIX века. Они уйдут в историю и займут место в музейных коллекциях.

…И БУДУЩЕМ

- Инна Викторовна, чем больше живет дизайнер: прошлым, настоящим или будущим?

   - Только будущим! Только им! Честно, я вообще не люблю вспоминать про прошлое, мне интересно, а что еще будет, что там, впереди

- Ну, я так просто спросила, на самом деле, я знала ответ на этот вопрос. Стоит только взглянуть на названия коллекций в вашем рабочем шкафу – все понятно: «Весна-лето’2021».

- Да! Все, что производится сейчас, для меня уже устарело. То есть все, что у нас сейчас в производстве – я это сделала год назад. И сегодня, да, я уже думаю, что будет летом 21-го.

- Так, побудьте немного Кассандрой – расскажите, что будет летом, но только ближайшим. Мы, обычные люди, так далеко не смотрим.

- Лето 20-го… Вы знаете, в лете 20-го будет очень много, просто невероятное количество белых кож и подошв, особенно в кроссовках, которые станут хитом продаж, причем как женские, так и мужские, и подростковые, и детские. Даже не кроссовки – скорее, обувь в стиле casual sport: кожаные кроссовки на толстой подошве, расклешенные в стиле Balenciaga, да. Очень массивные. Но при этом легкие, почти невесомые – за счет современных материалов, новых технологий литья подошвы.

И это, конечно, будут новые материалы, которые не желтеют под ультрафиолетом – за счет правильно подобранных компонентов: кожи, не боящейся солнечного света, и подошв со специальными добавками против ультрафиолета…

- И это все на цене, конечно, скажется?

- Нет, абсолютно! Мы вообще сторонники того, чтобы сохранить цены максимально доступными, мы работает на широкую аудиторию. Мы понимаем, насколько сейчас трудно стало нашему покупателю. Потому что уже пять лет доходы населения не растут. И чтобы дать возможность купить обувь… Все равно ведь, несмотря ни на что, мы хотим и покупаем новое – это поднимает настроение. Это аксиома. Поэтому «Юничел» старается держать цены такие, чтобы они не кусались. Так было всегда, это правило, которого мы придерживаемся. Делаем все для наших покупателей, поэтому они с нами надолго.

- А вернемся к трендам будущего лета…

- А давайте. Наряду с белым фаворитом будет тотально желтый цвет (у нас будут такие кроссовки) и вообще взрыв красок, связанных с тропиками: лиловый, розовый, жемчужные оттенки, зеленый – у нас он почему-то сложно идет, но надо к нему привыкать, наш покупатель не совсем понимает этот цвет, мы его вводим очень дозированно. Думаю, скоро-скоро он станет must have.

Голубой и серо-голубой вошли в нашу жизнь уже этой зимой и еще задержатся, как и «леопард» – я его не люблю, но думаю, еще минимум сезон у него точно есть. Останутся в моде шкуры экзотических животных – зебра, прочая тропическая живность, змеи.

Яркий синий – остается. Все эти неоновые оттенки подержатся еще сезон – и все, потом весь неон уйдет в небытие.

- Чтобы на новом витке развития моды вернуться?

- Конечно! Обязательно! Ну, а главный тренд ближайшего лета – сияй, сверкай и блистай, а это значит, золото. Много золота. Вот эта мишура, стиль Dolce & Gabbana – он будет на пике. Золотые кожи. В сочетании с белым это будет просто божественно – как будто сошла с Олимпа.

- А какие формы?

- Массивные, если мы говорим о casual sport. В женской обуви тоже пока сохраняется массивность, платформы, хотя уже PRADA предлагает нам тоненький невысокий каблучок-рюмочку и острый носок – вот куда повернул обувной вектор от круглого носа (если мы говорим о лодочках, об элегантной женской обуви).

- То есть все идет по кругу или, вернее, по спирали... Я помню, у меня в 20 лет были шикарные туфли с квадратным носом, на массивном квадратном каблуке цвета чая с молоком – я в них был ужасно прекрасная…

- Кстати, насчет квадратного носа – это тоже модно, как и трапецевидный каблук. Да, мода циклична, но на каждом новом витке – новые краски, новые материалы и технологии.

- Банальный вопрос, но не могу не спросить? Какую обувь носите Вы?

- Не постесняюсь сказать, у меня просто невероятное количество обуви, я в этом смысле шопоголик, не знаю, куда ее ставить. Я с ума схожу по обуви. Ношу страстно – и дорогих брендов, и свою – обязательно. У меня половина обуви – «Юничел». Как правило, ношу первую опытную модель, смотрю все недостатки, как она себя ведет. Это очень важно и интересно – почувствовать себя в шкуре того человека, который будет носить нашу обувь. И если в процессе носки опытного образца вижу, что что-то не так, мы их переделываем, дорабатываем. Обязательно. Конечно, я не всю обувь могу протестировать.

- Нужны вам еще подопытные кролики? Возьмите меня!

- А у вас какой размер?

- 41-й.

- Ой, ну, вот был бы средний, 37-й… 41-й, к сожалению, нет.

- Эх, жаль, не повезло.

- А у меня стандартный, средний размер – 37-й.

- А Вам повезло!

- Но мы делаем обувь на разные полноты, на разные ноги. У нас идет разбег полнот, например, в женской группе, от 5-й и даже до 9-й. Вы можете себе представить! (Если честно, нет! – Прим авт.) Разница между полнотой – 3 миллиметра в объеме, вот и считайте: разбег в два с половиной сантиметра – вот такая разница, которую мы стараемся охватить. И ноги разные… А мужские – с 40-го по 46-й, отдельные модели есть 47-й.

- Есть у вас какие-то прямые отзывы о вашей обуви, Ну, кто-то из знакомых говорит: слушай, я твою обувь ношу – класс!

- Все мои друзья, на самом деле. Я великий пропагандист нашей обуви и всегда использую любую возможность рассказать или посоветовать, или пригласить купить. И между прочим, идут, покупают и потом признаются, что не ожидали… Зимние кроссовки на меху, кстати, сейчас – это тема, это бомба, я уверена, это будет хитяра продаж на следующий сезон. Особенно в регионах, где зима мягкая, как у нас в этом сезоне. Для мегаполиса – это самое то, не для холодных регионов, не для деревни. Беговая неубиваемая обувь.

- Думаю, это не только мужская тема – тем более сейчас обувь унисекс во многом.

 - Я уже сама относила несколько пар, с удовольствием покупаю одну и ту же модель, сделанную в разной коже. Вот это, кстати, тоже модная фишка – брать удачную модель и просто повторять ее в разных кожах. Если такая модель найдена, это дорогого стоит. Ищешь такие модели – апгрейдишь, привносишь новые элементы – и это правильный путь.

- Кто еще участвует в создании коллекций «Юничел»?

- О, у нас целый отдел специалистов по ассортименту, который мониторит рынок, потребности и ожидания нашего покупателя, все магазины, которых более 600, продажи прошлых сезонов – удачные, неудачные модели. Эта мощная аналитика по всему ассортименту стекается, сводится, и на ее основе плюс ориентируясь на тренды (а как я уже сказала, я знаю, что будут носить летом 21-го), мы складываем этот пазл: модные тенденции плюс запрос покупателей – ах, если это складывается, это самое важное, значит, мы попали в яблочко. Потом уже подключается все остальное: закуп комплектующих, запуск всей махины производства, логистика и продажи…


СОВЕТ ОТ ПРОФИ:

- Как выбирать обувь правильно, чтобы, попросту говоря, не встрять?

- Если зимняя обувь из натуральной кожи, можно, чтобы она на примерке села чуть плотно – она примет форму ноги. А если она из синтетики… Никогда не берите, если при примерке чувствуете хоть малейший дискомфорт – ненатуральная обувь никогда не поведет себя, как кожаная.

Покупать обувь лучше, конечно, вечером, когда нога чуть растопталась, немного отекла от нагрузок, от выпитой воды.

И никогда – слышите, никогда! – не надевайте новую обувь в командировку или отпуск, особенно если вам придется много ходить. Только та обувь, которую ты носил, которую ты чувствуешь, как вторую кожу, иначе можно проклясть все на свете, если обувь тебе натирает. Хотя иногда нам с удивлением рассказывают истории про то, что надели в отпуск новый «Юничел» и ничего страшного не произошло…


- Инна Викторовна, вижу, Вы очень красиво и долго можете говорить на заданную тему? Но все-таки, можете подвести какой-то итог?

- Итог жизни?

- Не больше чем половины!

- Мне очень важно, что у меня – видишь? –  глаза горят! У меня есть очень хорошее, ой, аж голос задрожал (и слезы навернулись, я все видела. – Прим. авт.), хорошее ощущение, что впереди очень много нового. Мы в этом году покупаем новую программу 3D-моделирования. Это для меня аб-со-лют-но новый виток вообще в дизайне. Это представляете, что такое! Это создание виртуальной модели. Это совершенно другое моделирование, конструирование более точное, это… Если вкратце, мы выходим на новый уровень производства обуви. Запомните этот год – 2020-й! – это будет переломный год обувной фирмы «Юничел». И для меня это…

Понимаете, мы все, в общем, обычно сидим на одном месте, тебе хорошо, легко и приятно, тепло, и переходить к чему-то новому – страшно, покидать зону комфорта – страшно, раздвигать границы – страшно. А мне? Мне тоже страшно, но и страшно интересно, я хочу этого!

Эта тема у нас закрутится с марта – закуп программы, обучение его будут вести итальянцы.

- Итальянский знаете?

- Да, в совершенстве. Учу английский, но моя мечта – выучить китайский и японский. Так что пообщаемся с итальянцами за жизнь, за красоту. Я с такой радостью этого жду. И вся эта тема – это будет мощный рывок и глоток свежего воздуха. Это всегда здорово, а творческим людям – жизненно необходимо.

Беседовала Ольга Бороденок