Инна Храмцова, дизайнер обуви «Юничел»: Тема камуфляжа всплывает в моде всякий раз, когда в мире «запахло порохом»

Интервью
8 сентября 2018 года, 10:23

Обувь из-под ее пера ежегодно выпускается миллионами пар и продается по всей стране от Владивостока до Москвы, от Мурманска до Казани. В преддверии профессионального праздника – День дизайнера отмечается 9 сентября – главный  дизайнер обуви «Юничел» Инна Храмцова рассказывает о необычной профессии.

- Инна, расскажите, кто посеял зерно интереса к обуви?

- Вспоминаю себя в детстве и понимаю, что любовь к обуви у меня от мамы. Мама была преподавателем политэкономии. У нее была счастливая возможность покупать красивую, хорошую и в то время очень дефицитную обувь. Я всегда восхищалась ее новыми туфлями и примеряла их. Как сейчас помню: французские или итальянские лакированные туфельки с острым носом на высокой шпильке – стиль 50-х. Я тогда не понимала, почему у мамы дома есть такая красота, а в наших магазинах около дома на витринах стоит одинаково топорная обувь. Я думаю, желание делать красивую обувь зародилось именно тогда. Обувь для женщины во все времена была некоторым фетишем, объектом вожделения.

- Как вышло, что Вы выбрали профессию дизайнера?

- После школы я по всем показателям должна была пойти учиться на преподавателя математики – меня без экзамена брали в Московский государственный технический университет им. Баумана. Мне легко давались математические дисциплины, я постоянно участвовала в олимпиадах и занимала призовые места. Но в этот момент мама дала мне совет, который стал судьбоносным. Она посоветовала поступить мне в Московский государственный университет технологии и дизайна. Вот так, с легкой руки мамы, я приняла решение, которое определило мою дальнейшую жизнь. В университет технологии и дизайна было трудно попасть, был большой конкурс, но я прошла. Рисунок мне тоже легко давался, и поэтому я с удовольствием поступила и с таким же удовольствием училась.

Учебу я вспоминаю с улыбкой – это был совершенно другой мир. Москва и тогда была впереди планеты всей – огромное количество выставок, библиотеки… Все это вдохновляло и заряжало. Мы впитывали как губки эту красоту, эстетику, новую информацию. Вообще в России мало учебных заведений, где учат на дизайнера обуви. По крайней мере, я знаю только два: в Питере и Москве. Поэтому считаю, что я собрала самые сливки, учась там.

Еще один мощный профессиональный рывок – учеба в филиале Итальянской школы Arsutoria School. Это уникальный шанс обучиться итальянской методике прорисовки обуви на колодке и особенностям конструирования обуви. База, которую нам давали в университете, была фундаментальной, но итальянцы всегда считались законодателями моды в этой индустрии, и поэтому я не упустила возможности перенять их опыт. Нам раскрывали секреты того, как сделать так, чтобы обувь идеально сидела на ноге, рассчитать пропорции.

- Знания, полученные в вузе, связаны с тем, чем реально приходится заниматься сейчас? Велика ли разница между образованием и реальной жизнью дизайнера на производственном предприятии?

- Чтобы делать правильную обувь, мы проходили антропометрию стопы – увлекательный, но и в тоже время сложный предмет. Здесь мы узнавали, из чего состоит стопа, как ведет себя каждая косточка во время движения –  это необходимо, чтобы обувь была удобной. На самом деле, нога очень чувствительная и важно при конструировании обуви учесть все.

С третьего курса у нас началась практика – мы прошли абсолютно все производственные процессы. У нас была серьезная производственная практика на потоках Московской обувной фабрики. Помню, когда меня хрупкую девчушку поставили на операцию, где необходимо было заготовку снимать с колодки, это физически очень тяжело выполнять. Сейчас у нас на фабрике эту операцию выполняют мужчины. Кант будущей «лодочки» был натянут, как струна, попробуй, сними ее с колодки. Инструменты соскальзывали, каждая колодка весила больше килограмма, а таких колодок 800 пар в смену! Но это практика, которая просто необходима каждому, кто будет в дальнейшем работать в этой сфере – это ведь бесценный опыт.

- Дизайнер – это творческая профессия, для вдохновения всегда нужно чем-то подпитываться. Что заряжает Вас?

- Выставки. Это и возможность найти самые современные и инновационные комплектующие, материалы, технологии, и посмотреть, чем могут похвастаться наши коллеги из Европы, и обсудить с законодателями моды идеи, веяния. Все это помогает всегда быть на волне, впитывать все модные тенденции и адаптировать их для своей коллекции.

Профессиональная выставка – LINEAPELLE – ежегодно проводится в Италии, где собираются самые лучшие производители со всего мира. Дизайнеры, производители, поставщики – все собраны в одном месте. Конечно, попадают туда не все, Челябинск я представляю одна. Но именно оттуда чаще всего я привожу новые идеи, свежие взгляды и делюсь всем этим со своими коллегами из дизайнерского бюро.

Выставки дают нам возможность обладать полной информацией о том, что будет модно в будущем сезоне, на эту информацию ориентируются абсолютно все, и те, кто производит одежду, и аксессуары, и конечно, обувь. На таких выставках дают общее представление  о тенденциях следующего сезона, придерживаясь которых, ты попадешь «в тему», твои модели будут легко комбинироваться, собираться в готовые образы, не будут «выпрыгивать» из общей канвы, а значит, будут продаваться.

- Вы уже долго в этой профессии. С точки зрения профессионала: как на фоне зарубежных производителей выглядит обувная отрасль у нас?

- У нас огромный потенциал. До недавнего времени считалось, что обувные тренды доходят до нас с опозданием на 2-3 года, сейчас мы идем в ногу с Европой. Сегодня в запросах покупателей внешний вид обуви стоит рядом с качеством и удобством. Если оценить ассортимент 20-летней давности, который выпускала фабрика, достаточно просто пролистать каталоги того времени и сравнить с  теми фасонами, которые мы предлагаем сейчас. Каждый скажет, что это небо и земля. Тогда главный слоган был: «Ладно скроено, крепко сшито», и обувь соответствовала этому девизу. Понятное дело, что тогда и потребности у людей были другие, и запросы, и финансовое положение. Кстати, с тех времен за фабрикой тянется шлейф, с которым, надо сказать, очень сложно бороться. Все, кто давно не заходил в наши магазины, неподдельно удивляются – это делаете вы! Сейчас производство обуви – как паззл: она должна быть красивая, удобная, легкая, прочная и доступная по цене. Все эти компоненты сегодня требует покупатель. Чтобы оправдать его ожидания, нужно постоянно делать «омолаживающие инъекции» в отношении кадров, технологий, оборудования, материалов.

- Что такое обувная мода? Откуда она берется?

- Мода начинается не в глянцевых журналах, ее корни – в том времени, в котором мы живем, это отражение нашего социума. Недаром в кризисные годы мода становится кричащей – много золотых, пряжек, позолоченных кож, ярких цветов. Так люди пытаются получить свою порцию радости, ярких эмоций, хотят встряхнуться любой ценой. Вспомните хотя бы моду 90-х: много кича, кислотных цветов, эпатажа.

Дизайнеры идут на любые уловки, чтобы сделать свои коллекции коммерчески успешными. Судя по тому, что представлено в коллекции этого сезона, кризис немного затянулся. В моде снова золото, серебро, никто не хочет отказываться от ярких цветов...

Тема камуфляжа всплывает в моде всякий раз, когда в мире «запахло порохом», а зубастые подошвы агрессивные подошвы или шипы – ничто иное как потребность защититься в неспокойном и нестабильном мире. Вообще, глядя на обувь, можно многое считать с человека – проблемы, психотип, настроение.

- Мы знаем, что в России мало кто вообще занимается дизайном обуви. Сколько таких, как Вы, в стране, в Челябинске? Дизайнер обуви – редкая для России профессия. Почему?

- Тех, кто в России занимается дизайном обуви, единицы, их можно пересчитать по пальцам. Толковых и того меньше. Вообще, из нашего выпуска художником осталась только я. Одна моя подруга ушла в смежную область – они производят сумки. Так исторически сложилось, что профессия не была востребована. Мы учились в то время, когда все предприятия, особенно легкой промышленности, переживали трудные времена. Из тех, кто «трепыхался», была ЧОФ – Челябинская обувная фабрика. Помню свои первые впечатления от той обуви, которую делали тогда: черная, скучная,  топорная. Наверное, юношеский максимализм и желание изменить мир, сделали тогда свое дело.

- Вы сделали тысячи моделей? Есть какие-то особенные?

- Каждый свой эскиз я люблю особенной любовью. Некоторые берем в работу сразу, другие идеи должны некоторое время полежать, чтобы дозреть. Есть и такие, которые не будешь использовать в массовом производстве, но творческий потенциал свой выплеснуть хотелось.

Но есть одна феноменальная модель, секрет которой, раскусить не удается. Красные полусапожки из натуральной кожи в линейке дошкольной обуви, которую я разработала 15 лет назад. Но она до сих пор пользуется бешеной популярностью у покупателей, ее заказывают огромными объемами из сезона в сезон, и из сезона в сезон она разлетается как горячие пирожки.

Или, к примеру, наши знаменитые броги. Я бы и сейчас эту модель назвала смелой, а пять лет назад, когда она создавалась, – это был чистый авангард, вызов и совершенный коммерческий риск. Мы «посадили» броги на криперную подошву. Это симбиоз: классические лаковые броги и ультра-модная, массивная, многоцветная подошва. Это была бомба, некоторые наши специалисты ее, мягко говоря, не поняли. Даже не представляю, как я тогда смогла на художественном совете отвоевать ее и добиться запуска в серийное производство! И мы не прогадали, эта одна из моделей-фаворитов. Модные блогеры и стилисты, приходя к нам в гости, первым делом обращают взор именно на нее.  Она была сделана в духе Prada. Этот как раз случай, когда мировой тренд очень удачно вписался в наш сегмент повседневной комфортной обуви был принят покупателями.

- Какие сейчас главные обувные тренды?

- Покупатель очень сильно изменился. 90-е годы, начало 2000-х – это «голодный» покупатель, который сметал все, что есть на витринах, без разбора, и поэтому царила полнейшая безвкусица.

Покупатель сегодняшний очень разборчив, разбирается в кожах, материалах, технологиях, ценит качество, в курсе трендов, знает цену – люди научились считать деньги.

Если говорить о трендах в целом, нельзя не заметить, что женская мода становится более мужской. Мы все смелее примеряем элементы мужского гардероба – костюмы, ботинки, ремни,  часы. Но хочу сказать, это постепенно начинает надоедать. Поэтому летом 2019 года бал будут править женственность и сексуальность. Смело отказывайтесь от мужских образов! Мужчины устали видеть женщин сильными, а женщины больше не хотят побеждать, хотят быть хрупкими и беспомощными.

Мне, например, искренне жаль, что шпильки постепенно уходят из нашей жизни. Ведущие дома моды терпят огромные убытки. Главным аргументов  в выборе обуви становитсяудобство! Но шпилька – это элемент соблазнения, утонченности натуры. Эмансипация, свобода, независимость и равноправие, за которое мы так усердно боролись, дают о себе знать. Зачем соблазнять, когда можно все сделать самой! Я предполагаю, что шпилька может исчезнуть совсем, как когда-то исчезли корсеты. Но как дизайнер могу сказать, что работать с таким каблуком – это истинное удовольствие.

- Что испытываете, когда видите вашу обувь на людях?

- Реакция всегда одинаковая – я радуюсь! Недавно произошел такой случай. Мы примеряли обувь к школе с племянницей – она присмотрела очень интересную модель из бронзовой кожи в стиле casual с налетом гламура. В преддверии учебного года в наших магазинах особенно много юных покупателей. Так вот, рядом с нами выбирали обувь для школы молодая мама с сыном. Женщина долго смотрела на меня, я думала, это из-за того, что я рассказываю, что это за модель и какие у нее преимущества. А она просто подошла и сказала: «Я вас знаю, вы придумываете эту обувь. Мы очень любим "Юничел" и всегда обуваемся здесь всей семьей». Мне было невероятно приятно. Для меня такие моменты – главное признание труда.

Оксана Лахина