Хадж-2019: более 25 тыс. россиян начали паломничество в Мекку
В пятницу, 9 августа, для мусульман всего мира началось время хаджа – паломничества к священному для последователей ислама городу Мекка в Саудовской Аравии; в этом году в нем принимает участие больше 1,5 млн человек, из них около 25 тыс. – россияне, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
ЧТО ТАКОЕ ХАДЖ?
Хадж является одним из пяти столпов ислама и заключается в посещении мусульманских святынь в Мекке. Речь, в частности, идет о мечети Аль-Харам, где расположена главная для мусульман святыня Кааба. Каждый год к ней стекаются миллионы верующих. Паломничество к святым местам в Мекке и Медине предписано совершить хотя бы один раз в жизни каждому мусульманину. Именно поэтому Саудовская Аравия ежегодно устанавливает для каждой страны индивидуальную квоту на количество паломников.
Как заявили в Совете муфтиев, главным приоритетом является соблюдение всех норм хаджа. В связи с этим руководители групп, духовные лидеры из России проводят постоянные консультации соотечественников-паломников – как индивидуальные, так и в форме общих собраний.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О МЕККЕ?
Мекка – город на западе Саудовской Аравии, в 100 километрах от Красного моря. Священное для мусульман место находится на высоте 227 метров над уровнем моря, в коридоре между гор, который часто называют «впадиной Мекки». Немусульманам въезд сюда запрещен.
Исламская традиция приписывает основание Мекки потомкам Исмаила. Греческий историк Диодор Сицилийский писал в I веке до н.э. в труде «Греческая мифология (Историческая библиотека)» об изолированной области на Аравийском полуострове, где находился храм, «священный и почитаемый всеми арабами». Мусульмане отождествляют этот храм с Каабой. Примерно с V века Кааба была центром культа арабских языческих племен.
В 630 году мусульмане мединской общины во главе с пророком Мухаммедом вошли в Мекку, жители которой сдались без боя и приняли ислам. Мекка была превращена в религиозный центр, и мусульмане стали молиться лицом в сторону этого города, где бы они ни находились. В центре Мекки находится главная и крупнейшая в мире мечеть Аль-Харам (что значит «заповедная, великая»). В ее внутреннем дворе располагается главная святыня ислама – Кааба.
РИТУАЛЫ ХАДЖА
Каждый из ритуалов хаджа символизирует конкретное историческое событие и напоминает о необходимости морального самосовершенствования человека.
Все начинается с «малого паломничества»: в специально отведенном месте, известном под названием «микат», верующие надевают ихрам. Мужчина должен снять с себя шитую одежду и обернуться двумя кусками чистой несшитой ткани: один кусок должен закрывать его тело от шеи до бедер, а второй – от пояса до ступней ног. Женщина оборачивается в ткань поверх одежды. С этого момента паломники обязуются воздерживаться от действий, которые считаются запретными во время хаджа. Затем они направляются к Каабе, произнося специальную фразу.
После семикратного обхода Каабы в особом месте, которое называется «стоянка Авраама», они совершают молитву с двумя коленопреклонениями. Вслед за этим паломники семь раз пробегают расстояние между холмами Сафа и Марва. Наконец, отрезав кусочек ногтя или прядь волос, они снимают с себя ихрам
Для продолжения обряда паломники вновь должны облачиться в ихрам и направиться к долине Арафат, расположенной в 24 километрах от Мекки. Здесь они проводят в молитвах девятый день месяца зуль-хиджжа с полудня до захода солнца. После заката они идут к «Священному монументу», что в 15 километрах от Мекки, и остаются там до утра. В этом месте они собирают не использованные прежде камешки, для того чтобы бросать их потом в специальные столбы. С восходом солнца они отправляются в расположенную неподалеку долину Мина.
В этот день наступает праздник жертвоприношения. Паломники бросают семь камешков в один из трех специальных столбов и совершают обряд жертвоприношения, после чего мужчины обривают головы, а женщины отрезают прядь волос. После того как паломники совершили этот обряд, одевание сшитых одежд становится дозволенным.
Затем они возвращаются в Мекку, совершают семикратный обход Каабы, сопровождаемый молитвой, ритуальный бег между холмами Сафа и Марва. После ритуального бега между холмами Сафа и Марва паломник завершает ритуал хаджа специальной молитвой. Одиннадцатого и двенадцатого зуль-хиджжа паломники посещают долину Мина, где бросают камешки теперь уже во все три столба: по семь камешков ежедневно в каждый столб, при этом ночи, предшествующие этим двум дням, они должны проводить в долине.
ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ВО ВРЕМЯ ХАДЖА: ДАВКА
Во время передвижения паломников между местами совершения ритуалов, особенно когда речь идет о побивании камнями шайтана, регулярно происходят несчастные случаи. При плотности толпы 6-7 человек на квадратный метр люди не могут двигаться и вынуждены подчиняться движениям массы. В результате регулярно происходит давка со смертельным исходом:
- 2 июля 1990 года в давке в пешеходном тоннеле, ведущем от Мекки к долине Мина, погибли 1 426 паломников, многие из жертв были малайцами, индонезийцами и пакистанцами;
- 23 мая 1994 года в давке при побивании дьявола камнями погибли не менее 270 паломников;
- 9 апреля 1998 года не менее 118 человек погибли и 180 получили ранения на мосту Джамрат;
- 5 марта 2001 года 35 человек погибли во время ритуала побивания шайтана;
- 11 февраля 2003 года 14 паломников погибли во время того же ритуала;
- 1 февраля 2004 года 251 человек погиб и еще 244 были ранены в давке в долине Мина во время побивания шайтана;
- 12 января 2006 года во время побивания дьявола камнями в последний день хаджа в долине Мина снова произошла давка с человеческими жертвами. В результате нее 346 паломников погибли и не менее 289 получили ранения. Инцидент произошел из-за одновременного прибытия к мосту большой массы людей. В этот момент ритуал совершали около 2 млн человек.
Материал подготовлен на основе открытых источников
на рассылку dostup1.ru