Галина Богдановская: Самое сложное для судьи – говорить слово «нет»

Общество
6 июля 2016 года, 11:34

Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА о южноуральцах, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее. И часто – на голом энтузиазме.

Современное общество очень конфликтно, и единственный человек, который способен в соответствии с законом разрешить споры между людьми и организациями, это судья. Новым героем рубрики БЕЗ ПАФОСА стала кандидат юридических наук, судья, член президиума 18-го Арбитражного апелляционного суда Челябинской области и выпускница ЮУрГУ Галина Богдановская. О том, как одновременно быть профи в решении сложных земельных конфликтов, увлекаться декупажем и воспитывать двух сыновей – в интервью Агентства новостей «Доступ».

УЧИЛАСЬ Я СТАРАТЕЛЬНО И ЛЕГКО…

- Расскажите, как Вы познакомились с юриспруденцией и почему начали ею заниматься?

- В 90-х годах прошлого века заниматься юриспруденцией было актуально, поскольку реформировалась система экономических и правовых отношений, что потребовало поиска новых юристов, способных осмыслить новое законодательство. Учитывая склонность к гуманитарным наукам, я решила, что стану юристом. Нельзя сказать, чтобы я мечтала о юриспруденции, скорее, в обществе была необходимость в новых юристах, и жизнь сама подвела меня к этому выбору.

- Почему Вы поступили именно в ЮУрГУ?

- ЮУрГУ подкупил своей спецификой и нестандартным подходом к подготовке специалистов, интересной образовательной программой и методиками обучения. Суть в том, что изначально я поступала на факультет «Экономика и предпринимательство», юридические направления которого позже передали Юридическому институту. На тот момент предпринимательство было очень модным направлением, и существовала необходимость в юридическом обслуживании бизнеса, в том числе, ориентированном на юристов гражданско-правового толка – хозяйственников. Это были специалисты, которые обслуживают хозяйствующие субъекты и предприятия.

- Расскажите о процессе обучения. Сложно ли было учиться?

- Поскольку выбор профессии был осознанным, и я имела социально-гуманитарные наклонности, учеба давалась мне легко, хотя поступила я в университет не с первого раза – не добрала нескольких баллов. На мое счастье была возможность отучиться вольнослушателем – мне выдали студенческий билет, но зачислили условно. При отличном окончании первого курса можно было перевестись на бюджетное отделение университета – именно так и случилось. Училась я старательно и легко, во многом потому что и у студентов, и у преподавателей в условиях формирования новой правовой формации был общий интерес в освоении нового законодательства и практики его применения.

- Какие у Вас остались воспоминания о студенческой жизни?

- Студенческая жизнь – веселое и беззаботное время само по себе, но лично для меня обучение в университете было связано, в основном, с научными изысканиями. Думаю, я была примерной студенткой – хорошо знала чего хочу от жизни и студенчества. Конечно, во внеурочной жизни мы могли позволить себе весело провести время. Из ярких воспоминаний – поездки за город со студенческими друзьями.

Запомнился преподаватель историко-правовых дисциплин Юрий Аронович Окунь. Это был требовательный и справедливый преподаватель, который производил сильное впечатление на молодых студентов. Несмотря на свою требовательность, он научил нас дисциплине и аккуратности – качествам, которые очень нужны юристу. Он требовал обдуманных импровизаций при подготовке к занятиям и при ответах на экзаменах – не позволял читать с листа. Эту методику я переняла, когда сама работала преподавателем в ЮУрГУ.

НИКОГДА НЕ МЕЧТАЛА О КАРЬЕРЕ СУДЬИ

- Расскажите о Вашей карьере после окончания вуза. Как Вы пришли к статусу судьи?

- Если юриспруденция была для меня осознанным выбором, то в судебную систему я пришла абсолютно случайно. Я никогда не мечтала о карьере судьи – это было для меня что-то недосягаемое. После вуза я поступила в заочную аспирантуру Санкт-Петербургского госуниверситета, в 2003 году защитила диссертацию по гражданской специализации и работала корпоративным юристом. Позже я отдала предпочтение преподаванию, потому что вопрос стоял о защите кандидатской диссертации и научная атмосфера университета позволяла это сделать проще и качественнее. После защиты кандидатской диссертации с 2003 по 2008 год я работала в университете.

В 2006 году образовался 18-й Арбитражный апелляционный суд в рамках крупномасштабной реформы арбитражной системы – арбитражные апелляционные суды стали самостоятельной инстанцией. Меня, на тот момент руководившей юридической кафедрой, пригласили стать судьей, и для меня это было абсолютно неожиданно.

- Помогло ли Вам образование, полученное в ЮУрГУ, в карьере?

- Конечно – оно сформировало меня именно как юриста-цивилиста (те, кто занимается гражданским правом). Ориентация юридическогофакультета именно на подготовку юристов-хозяйственников сыграла для меня важную роль. Программа подготовки юристов ЮУрГУ во многом отличалась от концепции классических вузов и традиционных школ права, но в этом и было ее преимущество, поскольку мы были новым факультетом и в условиях развития постреформенного законодательства могли искать что-либо новое, нестандартное. Кроме того, формирование юридического факультета на базе бывшего технического вуза (Челябинский политехнический институт) позволяло обучать студентов дисциплинам экономического толка, что для юриста гражданско-правового направления немаловажно.

САМОЕ СЛОЖНОЕ – ЭТО ГОВОРИТЬ СЛОВО «НЕТ»

- Расскажите о Вашей текущей работе. Какими делами Вы занимаетесь?

- Арбитражные суды рассматривают две категории споров – споры, вытекающие из публичных административных правоотношений (все, что связано с обжалованием действий государственных органов), и споры, вытекающие из экономических отношений. Я работаю во второй коллегии, разрешаю гражданско-правовые хозяйственные споры, и с учетом сложившейся в коллегии специализации составов я рассматриваю земельные споры, споры о защите права собственности, арендные отношения и многое другое.

- Что самое сложное в профессии судьи?

- Во-первых, это огромная психологическая нагрузка, ведь если дело дошло до суда – это критическая ситуация, доведенная до крайней степени конфликтности, когда в процессе не только обычные граждане, но и профессиональные юристы ведут себя несдержанно и эмоционально, забывая о том, что, как говорили древние, «право – это разум, очищенный от эмоций». Вообще, в цивилизованном обществе большинство гражданско-правовых ситуаций должно разрешаться до стадии суда – нужно находить компромисс.

Кроме того, учитывая огромную нагрузку и сложность споров, работа требует от тебя максимальной сосредоточенности, организованности, аккуратности и трудовой дисциплины, потому что, выпадая из трудового процесса, ты нарушаешь работу всего суда.

Самое сложное – это говорить слово «нет». Мы говорим слово «нет» стороне, которая проиграла процесс, говорим «нет» попыткам повлиять на судью. Здесь очень важно абстрагироваться от субъективности и эмоций. Ты должен уметь говорить «нет» самому себе, чтобы вынести решение в соответствии с законом.

- Что приносит Вам удовольствие в работе судьи?

- Есть такое латинское выражение «Carpe diem» – «Лови момент», «живи сейчас». Нужно получать удовольствие от каждого прожитого дня, даже от большого количества дел. Особое удовольствие получаешь, когда при огромной нагрузке тебе удается разобраться в каком-то сложном деле и вынести правильное решение.

- Какие дела самые сложные?

- Стоит отметить, что в апелляции простых дел не бывает, потому что к нам приходят дела, доведенные до критического состояния – стороны готовы пройти все инстанции в доказывании своей правоты. Здесь не бывает «проходных» дел, где стороны обращаются в суд при отсутствии как такового спора и с целью получения решения суда и его принудительного исполнения. Земельные споры относятся к одним из самых сложных, а после принятия нового Земельного кодекса (2015 год), который изменил систему регулирования земельных отношений, поэтому приходится погружаться в эту тему.

- Может ли судья отказаться от рассмотрения дела по личным мотивам?

- Случаи невозможности участия судьи в рассмотрении дела строго регламентированы АПК РФ – это отвод судье, заявленный участниками процесса, и самоотвод судьи, если имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что он может быть прямо или косвенно заинтересован в рассмотрении дела. Просто отказаться от рассмотрения дела нельзя. Самое важное, чтобы у спорящих сторон не было ни единого сомнения в объективности судьи.

ЛЮБОВЬ К АЛЬМА-МАТЕР

- Поддерживаете ли Вы связь с ЮУрГУ сейчас?

- Педагогика – это неотъемлемая часть моей работы, потому что с этого я начинала, и кроме того, погружение в научную среду позволяет по-иному взглянуть на многие практические вопросы, с теоретической точки зрения, и тем самым избежать профессиональной деформации как юристу. Последние два года работа не позволяет общаться с бывшими коллегами так же плотно, как раньше. Несмотря на это, мы постоянно взаимодействуем с ЮУрГУ как минимум благодаря наличию большого количества личных контактов – я уважаю всех коллег, с которыми проработала порядка 15 лет и, конечно, люблю свою альма-матер.

- Чем нужно руководствоваться при выборе профессии и вуза?

- Любая профессия требует полного погружения, только тогда она будет приносить социальную пользу и личное удовлетворение. Выбор профессии должен происходить исключительно по зову души и обусловлен способностями. Что касается выбора вуза – нужно исходить из концептуальности и основательности образовательной программы, энтузиазма преподавателей. Последнее обстоятельство немаловажно, поскольку работа преподавателя предполагает не просто формальное чтение курса – педагог должен заразить студента своей дисциплиной, чтобы обучение было для студента не в тягость, и он достиг уровня, который станет начальным этапом для его профессионального развития, а это возможно, только когда преподаватель искренне любит свое дело.

Образование – это не просто набор знаний, а некий менталитет, субкультура, общая система ценностей, которая позволяет сориентироваться будущему специалистув нестандартной ситуации.

- Назовите основные качества хорошего специалиста.

- Любой профессионал должен нести социальную ответственность за выбор своей профессии.

- Вы увлекаетесь чем-нибудь, кроме юриспруденции?

- Конечно, ведь человек не должен замыкаться исключительно на работе. Для судьи это особенно важный момент ведь бывают нестандартные ситуации, которые не попадают в шаблон правовых норм, при разрешении которых необходимо обладать житейской мудростью. Я увлекаюсь горными лыжами и декупажем. Огромную часть моей жизни занимает моя семья. Также много читаю художественной литературы – это позволяет отвлекаться и расслабляться, подумать о чем-то, кроме кодексов и законов. Мои любимые книги – те которые заставили задуматься, например, из последних прочитанных – «Обещание на рассвете» Ромена Гари, «Чума» Альбера Камю.

Сергей Боровинских,
фото из личного архива Галины Богдановской