18+ Фестиваль «Соломенный жаворонок» в Челябинске: провокация
Театр Karlsson Haus (Санкт-Петербург) привез в Челябинск, на VIII фестиваль кукольных спектаклей для взрослых (18+), вариацию на тему пушкинского «Золотого петушка». И эксперимент, уже достаточно обыденный для столичных театров, провинциальную публику, тяготеющую к традиционализму, выбил из равновесия. В результате был замечен исход неподготовленного возмущенного зрителя из зала.
Сказка – ложь, да в ней намек… Золотой «петушок» – намек Александра Сергеевича режиссер спектакля перевел на современный жаргон и вполне определенно обозначил.
Как известно, каждый думает в меру своей испорченности: «Ну не может же быть в искусстве все так лобово и примитивно?! – думалось пристрастному зрителю на первых порах. – Это же Пушкин!» Сомнение глодало до самого финала. Но зря. Спектакль оказался именно «про это». Про то, что ведет, овладевает, управляет, вертит и крутит человеком – либидо, половой инстинкт, сексуальное влечение, Ид по Фрейду или Эрос, если выражаться поэтично.
Именно в эротической позиции режиссер интерпретирует сказочку о царе Дадоне. Благо ее все знают – спасибо таланту Солнца русской поэзии, так что заморачиваться внятным изложением сюжетной линии и текста не стали, решили поимпровизировать: что движет героями, да и миром в целом. В принципе, ничего нового – Фрейд давно всем все объяснил, режиссер же объединил Эрос с Танатосом и выпустил на сцену некую странно-пугающую птицу Пеникс, которая губит царя, царево семейство и звездочета заодно.
Большая часть сценического времени потрачена на то, чтобы как можно нагляднее донести свежую мысль о губительной мощи Эроса до зрителя. Делается это весьма откровенно (что жутко понравилось школьникам и не понравилось их «предкам»), упорно (вследствие чего спектакль грешит повторами), но надо отдать должное, местами изобретательно.
Чего только стоит сама птичка, кстати, единственная в спектакле кукла, созданная из двух лап-крыльев-циркулей и остроклювой головы. Неуклюжая нескладушка становится жуткой тварью, которая, как Чужой, проникает в тело человека, выдалбливает ему мозг и подчиняет своей воле. Кстати, сцена эта решена чисто театральными средствами и гораздо более впечатляет, нежели эротические танцы царицы Шамаханской с подсветкой. Впрочем, в роли Лилит царица вполне себе правдоподобна, подтверждая изречение гностиков о сосуде греховном.
И еще одна темка отсвечивает на поверхности: противостояние мужской и женской стихий. Жуткая сцена избиения женщин – их буквально топчут ногами, тыкая лицом в пол, потом преклоняются, носят на руках, дерутся из-за них, убивают друг друга, но… бросают прозябать в одиночестве.
В финале тетка в ватнике продает петушков на палочке, совсем не по-пушкински причитая: «Вскочил милый на коня и умчался вдаль, меня браня»… Из рая изгнали, а за первородный грех до сих пор проценты спрашивают.
Виктория Олиферчук,
фото с официальной страницы фестиваля в ВК
на рассылку dostup1.ru