Фестиваль «Соломенный жаворонок» в Челябинске: для души

Общество
25 октября 2022 года, 13:35

Позитив для зрителей фестиваля припас Рязанский театр кукол, который взялся за творчество Бориса Шергина (для тех, кто не знает, подсказка: мультик «Волшебное кольцо»). Рязанцы привезли сказку «Золоченые лбы» (12+). Очередная история о том, как простой мужичок «сделал» царя со всем его семейством: «назолотил» лбы для пущей красоты.

В отличие от предшествующего «Золотого петушка», рязанский спектакль по-настоящему кукольный. И куклы весьма оригинальные. Художник (Лариса Микина-Прободяк) берет в работу весь кухонный арсенал: терки, миски, ложки, вилки, ситечки. «Царска» корона – из подстаканника. Глазки на пружинках так и бегают, так и бегают, как живые.

Вся эта блестящая и звенящая утварь исключительно для царской семьи и людей из высшего общества. Для тех, кто попроще, деревянные толкушки припасены, для мужичонки Капитонки – и вовсе дощатое сооружение с вырезанным сердечком на уровне глаз.

Рассмотреть кукол удалось в деталях: обновленном малом зале театра кукол – все, как на ладони. Да и рассказчику легче, когда заинтересованные глаза зрителей видны. А рассказчик – потрясающий (Василий Прободяк): поморский говорок заиграл, заискрился, как натертые до блеска миски и ложки. Он сказку не только рассказал, но и разыграл с куклами для пущей наглядности.

В отличие от драматических артистов актер театра кукол даже в монологе не одинок: у него всегда есть партнер – кукла. Для зрителей это большой плюс, что, впрочем, не умаляет мастерства актера, которому нужно и историю рассказать внятно и забавно, и с куклами успеть поработать, и про зрителей не забыть.

Но главная проблема все-таки остается: для кого вся эта кутерьма? Для кого рассказчик старается? Антураж – музыка, костюмы, – навеял что-то отдаленно сельское и подзабыто советское. Артист, заснувший в сельском клубе после премьеры, опохмелившись, начинает раскладывать кукол перед уборщицей, вовлекая ее в свою игру. Не очень внятная версия складывается. Впрочем, как и в большинстве подобных постановок, в основе которых чисто литературный материал. Дома, для родного зрителя, на это, конечно, можно не обращать внимания, но на фестивале, где спектакли рассматриваются под лупой, хорошо бы иметь козырь в рукаве. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо.

Виктория Олиферчук,
фото Марата Муллыева