Фестиваль Максимовой – гранд-балет без скидки на кризис
В седьмой раз в Челябинске прошел фестиваль балета имени Екатерины Максимовой. Челябинцы опять познакомились с новыми коллективами. Честь открыть фестиваль в 2015 году досталась Марийскому театру оперы и балета имени Сапаева, и надо сказать, что доверие коллектив оправдал целиком и полностью. Артисты из Йошкар-Олы привезли спектакль «Корсар» – и челябинцы увидели настоящий гранд-балет без всяких скидок на бедность и кивков в сторону кризиса. Как известно «рыба гниет с головы» и наоборот, то есть успех и неуспех труппы чаще всего зависят от руководства. С «головой» Марийского театра удалось познакомиться за кулисами театра. Константин Иванов оказался высоким, улыбчивым, открытым, общительным, да и просто красавцем-мужчиной.
- «Корсар» отличается массовыми сценами, не во всяком театре наберется такое количество танцовщиков, у вас были проблемы?
- Никаких. Мы привезли с собой около 70 артистов, и это еще не все. Сокращать пришлось детей.
Иванов Константин Анатольевич, ведущий солист балета Большого театра России, Заслуженный артист России (2002 г.), народный артист Республики Марий Эл (2004 г.), лауреат Государственной премии Республики Марий Эл (2005 г.), советник по культуре Президента Республики Марий Эл. В 2006 году удостоен одной из самых престижных премий России в области балета − «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца». В 2000 году возглавил балетную труппу Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева, а через год стал художественным руководителем театра. |
- Сколько же у вас человек в труппе?
- Около 80.
- Где набираете?
- Сами воспитываем (улыбается). В Марий Эл уже лет 15 существуют хореографическая школа и училище. 98 процентов артистов родились и работают в Йошкар-Оле.
- И сколько зарабатывают ваши танцовщики, если не секрет?
- Не секрет. Солисты получают по 50 тысяч, кордебалет – меньше.
К слову, солисты у начальника, как один, молодые и прекрасно обученные - сам Иванов бывший премьер Большого театра, поэтому все премудрости балетного дела ему известны. Труппу растил и воспитывал сам, заодно и театр строил.
- 15 лет назад, когда я пришел в театр, мы работали на одной площадке с театром драмы, неделю они, неделю мы. Только в прошлом году получили собственное здание, да еще и с органом. Прекрасная акустика, великолепная отделка интерьера, световая аппаратура практически лучшая в России.
- Вам хорошо, вы театр республиканский, и финансирование…
- …сложное, как и везде. Ну что делать? Нам удалось заполучить ряд федеральных проектов, которые проводим у нас, в Йошкар-Оле. Делаем совместные проекты – с Нижним Новгородом, с чувашским театром, сейчас вот ведем переговоры с Татарстаном. С вами с удовольствием поработаем. Пригласили вашу труппу на фестиваль, будем ждать.
Фестивалей в театре Иванова несколько: имени Галины Улановой, который вот уже 13 лет длится, «Зимние вечера». А еще есть «Летние сезоны», которые проходят под открытым небом. В репертуаре театра 18 балетных названий и 12 опер. Казалось, живи начальник, да в ус не дуй, все теперь на мази. Но нет, ему все мало, и затеял Константин Анатольевич беспрецедентный проект.
- Есть у нас в Марий Эл небольшой городок – Юрино, там стоит старинная усадьба графа Шереметьева, построенная в виде замка, как раз на берегу Волги. Словом, красота да и только. И решили мы там, прямо на фоне замка станцевать «Лебединое озеро». У нас в театре есть 70 кресел, привезем с собой, посадим зрителей.
- Думаете, народ поедет? Путь-то из Йошкар-Олы неблизкий, часа три добираться. Да и дорога, наверняка не лучшего качества.
- Дорогу подремонтируют – местные власти обещали. К тому же, билеты все проданы. Недавно звонили из Сбербанка (это наш постоянный партнер), попросили 50 билетов. Я им говорю: «У меня все места проданы, а больше стульев просто нет». Они мне: «Мы свои поставим, ничего, что они зеленые?»
- А местное население как настроено? В маленьких городах буржуйские замашки не любят.
- А мы с собой ОМОН привезем.
- А комары? У воды их много.
- Потравим. Администрация обещала провести тройную обработку, к тому же играть мы будем днем – в 16.00, комаров еще быть не должно.
- Вообще-то, спектакль должен быть вечерний. Ночью красивее.
- Красивее, но вот сейчас пробный шар запустим, а там поглядим, может, на следующий год и вечерний показ сделаем.
- А если дождь?
- Отменим!
- Это как?!
- А так. Мы частенько проводим мероприятия под открытым небом. Уже проверено: может дождь лить как из ведра, но за два часа до концерта он прекращается. До смешного доходит. Звонят зрители: «Дождь идет, спектакль отменяется?» Администратор отвечает: «Нет, все по плану, дождь закончится». – «Кто сказал?» – «Иванов!» Да Вы приезжайте, сами проверите.
P.S. Общаться с таким гостем было удивительно легко, приятно и полезно. Журналистов он, по крайней мере, понимает – у себя на родине его часто приглашают на радио и в телестудию, ведь мой собеседник еще и председатель тамошнего отделения союза театральных деятелей. И в этом направлении деятельность он развивает не менее бурную.
«Неужели это все может совмещать один человек? И так успешно? Да еще не будучи каким-то антикризисным управляющим, а просто артистом балета?» – постоянно пульсировала в голове тайная мысль, особенно на фоне перманентных челябинских проблем с театральным руководством.
Значит, может. Просто не занимается сведением счетов, выяснением отношений и самоутверждением. Зачем? Званий и похвал он получил сполна, был востребованным танцовщиком, одним из лучших, много танцевал, а потому и не нажил комплексов, от которых так удобно избавляться в директорском кресле и которые требуют много времени.
Опять же решение уйти со сцены и вернуться в родной город было принято в здравом уме и твердой памяти, самостоятельно, посему переход на новый уровень был абсолютно логичен и нетравматичен в том числе для окружающих.
Иванов занят исключительно делом, причем не личным, а общим, поэтому собрал команду единомышленников, а не террариум товарищей по несчастью. Свои профессиональные наработки он без опаски передал молодым (качество по нынешнем времена редкое), а в себе развивает другие таланты – менеджера, организатора, в чем – что скрывать – немало преуспел.
на рассылку dostup1.ru