Эксперты спрогнозировали экономический эффект от появления скоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском

Экономика
28 июля 2015 года, 14:44

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском увеличит спрос на продукцию предприятий строительной индустрии и подтолкнет региональный бизнес и к развитию инновационных производств, считают эксперты, прогнозирующие экономический эффект от реализации проекта, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

В первую очередь, стройка оживит уральский промышленный комплекс. Самые грубые расчеты показывают, что для прокладки одного километра ВСМ, в среднем, необходимо 16 тыс. куб. м щебня, 15 тыс. тонн железобетонных изделий, 125 тыс. тонн металлоконструкций и 25 тыс. тонн рельсов. Очевидно, что все эти материалы по возможности будут поставляться с местных предприятий, пишет «Российская газета» со ссылкой на управляющего директора Федерального центра проектного финансирования Внешэкономбанка Илью Пономарева.

Кроме того, по его словам, строительство подтолкнет региональный бизнес и к развитию инновационных производств в области автоматики, контактных сетей и аппаратуры для создания разряженных сред. Строительство также создаст необходимость в новых рабочих местах: согласно мировой практике, каждая тысяча километров требует появления до 11 тыс. рабочих мест. Таким образом, только на стадии прокладки ВСМ объем внутренних региональных продуктов Свердловской и Челябинской областей может вырасти на 85 млрд рублей в год, отмечает Илья Пономарев.

Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой ожидает, что пассажиропоток по маршруту Екатеринбург – Челябинск составит 2,7 млн человек в год. Сейчас рассматривается два варианта прохождения трассы: через Каменск-Уральский в Свердловской области и Касли в Челябинской. «Первый вариант потребует меньших вложений, однако дорога через Касли предпочтительнее, поскольку там расположено несколько предприятий Росатома (ПО "Маяк", Озерск; РФЯЦ-ВНИИТФ, Снежинск. – Прим. АН "Доступ"). Появление высокоскоростного сообщения даст этим территориям новый импульс развития», – считает Косой.

Сегодня протяженность самого короткого пути между Екатеринбургом и Челябинском – двумя самыми близко расположенными друг к другу городами с миллионным населением в России – составляет 211 км. Речь идет об автостраде, являющейся продолжением федеральной автодороги М-5 «Урал», и далеко не на всем своем протяжении обеспечивающей разделение встречных потоков. Автомобиль преодолевает это расстояние, в среднем, за 3-3,5 часа, пассажирский транспорт – за четыре. Скоростной поезд сократит время в пути до часа, тем самым сделав реальностью объединение столиц Среднего и Южного Урала в формате конурбации. По мнению специалистов, ВСМ даст огромный агломерационный эффект, позволит оживить трудовую миграцию, не говоря уже о социально-экономическом развитии территорий, через которые пройдет дорога. За счет ее эксплуатации рост ВРП может достигнуть 700 млрд, а дополнительные доходы в региональные бюджеты – 200 млрд рублей.

Затраты на строительство участка эксперты оценивают сегодня в 150 млрд рублей. По словам замруководителя департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Сергея Молочных, во всем мире в финансировании больших инфраструктурных проектов около 70% расходов ложится на государство. Средства идут в виде прямых траншей, софинансирования, предоставления субсидий и налоговых льгот. Также привлечь средства возможно за счет внебюджетного фондирования, посредством механизма сложноструктурированных облигаций и даже через региональные ценные бумаги. Такой инструмент может быть востребован инвесторами, в том числе и иностранными, в связи с высокой степенью надежности проекта.

Молочных также не исключает, что к проекту могут быть привлечены «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций» и Банк БРИКС, учитывая, что дорога рассматривается как часть трансконтинентального проекта ВСМ «Москва – Пекин».

Напомним, на прошлой неделе перспективы включения Челябинской области в проекты высокоскоростного движения РЖД глава компании Владимир Якунин обсудил с губернатором региона Борисом Дубровским в ходе своей рабочей поездки в Челябинск.