Евгений Савченко: Рубль, вложенный в реабилитацию, в 40 раз эффективней рубля, вложенного в тюрьму
Раньше наркоманов отправляли на принудительное лечение, только если они совершат общественно опасное деяние – кого-то убьют или покалечат. Вступивший 25 мая 2014 года в силу федеральный закон №313 расширил возможности судов – теперь наркопотребителя можно обязать лечиться на основании медосвидетельствования. И уклониться от решения суда не так-то просто. Как это работает, что нужно знать родственникам наркоманов и им самим, Агентству новостей «Доступ» рассказал руководитель УФСКН по Челябинской области Евгений Савченко.
- Евгений Юрьевич, как родственники наркоманов могут поспособствовать принудительному лечению? Что им нужно делать?
- Непосредственно у наркопотребителей наблюдается низкая мотивация для избавления от опасной зависимости, поэтому, как правило, добровольно они не желают идти на лечение и реабилитацию.
Родственники могут помочь своему близкому. Увидев, что он находится в наркотическом опьянении, им нужно вызвать сотрудников полиции или УФСКН для оформления административного правонарушения, связанного с потреблением наркотиков. В ходе оформления документов обязательно должно быть проведено медицинское освидетельствование лица, устанавливающее факт потребления им наркотиков. Если должностное лицо отказывается это делать, надо обязательно настаивать на проведении освидетельствования у нарколога. Одновременно нарколог имеет право дать заключение о необходимости проведения диагностики, лечения и комплексной реабилитации. Это позволит суду вынести мотивированное решение о направлении лица на лечение и реабилитацию.
Лечение у государственных наркологов бесплатное. Кроме того, в 2016 году губернатор выделил 1,5 млн рублей на именные субсидии в частных центрах, что позволит бесплатно пройти полный курс социальной реабилитации 50 гражданам. Это первый шаг, который повысит доступность помощи наркозависимым. Места предоставлены только в центрах, прошедших квалификационный отбор в 2015 году («Ренессанс ХХI век», «Онис», «Гарант», «Спарта74» и «Вершина»).
И кстати, рубль, вложенный в реабилитацию, в 40 раз эффективней рубля, вложенного в тюрьму, которая наркомана не исправит.
- Что значит – настаивать на проведении медосвидетельствования? А просто так его не проведут?
- У нас в области 319 муниципалитетов, и только в девяти из них мы стационарно базируемся. Естественно, в основном, на вызовы приезжают сотрудники полиции. Иногда должностные лица ограничиваются оформлением правонарушения, связанного с нарушением общественного порядка и хулиганством. В итоге фактически родственники зависимого лица платят штраф, а наркопотребитель продолжает употреблять. Поэтому необходимо настаивать на медосвидетельствовании, для того чтобы суд вынес мотивированное решение о направлении потребителя наркотиков на лечение и реабилитацию. Контроль за исполнением судебного решения осуществляют органы наркоконтроля.
- Наверняка многие побоятся вот так «сдавать» своих близких…
- Родственники должны понимать, что жить наркопотребитель будет с ними. За счет их здоровья и имущества он будет обеспечивать себе средства на дозу. Если наркопотребитель сам не желает избавиться от пагубной зависимости и родственники не хотят, чтобы он «наломал дров», пусть вызывают полицию. Постановка на учет к наркологу на какое-то время ограничит наркопотребителя в ряде гражданских прав, в том числе связанных с получением или лишением водительских прав, разрешения на оружие. Это для его пользы и безопасности окружающих. Права могут вернуть, если у больного не менее пяти лет наркологи фиксировали устойчивую ремиссию (трезвость). Для иных наркопотребителей ограничения могут быть сняты по истечении года.
- Сейчас есть центры, которые тоже могут устроить «принудительное лечение» без какого-либо вмешательства правоохранительных органов. Что это за места?
- Близкие наркопотребителей часто обращаются к услугам сомнительных организаций. Я их называю «частные тюрьмы». Сотрудники фирм, представляющихся реабилитационными центрами, обещают забрать человека, отвезти куда-то (чаще всего это соседние регионы) и готовы делать это за суммы, которые в разы меньше, чем в квалифицированных реабилитационных центрах. За эти деньги можно обеспечить только охрану наркозависимых, которых фактически похищают и увозят в сектантские или околосектантские учреждения. Зачем нам их вскармливать, если есть законные возможности получить бесплатную помощь специалистов?
- Что будет с теми, кто уклоняется от лечения, предписанного судом?
- Если есть подозрения, что лицо уклоняется от лечения, врач-нарколог уведомляет ФСКН, и мы проверяем, почему человек не является в медучреждение. Если он не болен и не имеет других уважительных причин, то послаблений не будет. Виновного привлекут к ответственности по статье 6.9.1 КоАП РФ, санкция которой предусматривает до 30 суток ареста. При этом, отсидев положенный срок, нарушитель снова обязан завершить курс лечения. Если он уклоняется опять, его снова привлекают к административной ответственности.
- Многих ли уже успели пролечить таким образом?
- В 2015 году 1 255 человек были направлены судами на лечение в Челябинской области по материалам ФСКН и МВД. По нашим материалам такие решения судами принимались в 98% случаев. Мы обратились к руководству ГУ МВД по Челябинской области, чтобы аналогичная работа находилась у них под особым контролем. Ведь избавление наркомана от зависимости – это уменьшение числа краж, побоев и других преступлений. Рад, что руководство ГУ МВД пошло нам навстречу.
- Какие новые возможности появились у больных наркоманией, которых привлекают к уголовной ответственности?
- Внесены изменения в Уголовный кодекс. Сегодня есть статьи 72.1, 73 и 82.1, которые предоставили право судам, при соблюдении установленных законом условий, направлять больных наркоманией на лечение без лишения их свободы. Если они начинают уклоняться, то меру пресечения им меняют, направляя в исправительное учреждение ФСИН.
- Насколько возможно отправиться на лечение тем, кого приговорили к реальному сроку лишения своды?
- Начнем с того, что в системе ФСИН России есть врачи-наркологи, которые оказывают квалифицированную помощь наркопотребителям. Но коснусь другой проблемы. За последние пять лет на территории Челябинской области всеми правоохранительными органами к ответственности за преступления, связанные с оборотом наркотиков, привлечены 12,5 тыс. человек. Из них более 9 тыс. – за хранение наркотиков без цели сбыта (статья 228 УК РФ). Значительная часть из них – наркопотребители. В настоящее время ФСКН разработало законопроект, и он проходит стадию межведомственного согласования, суть которого заключается в том, чтобы привлекаемых к уголовной ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта – преступления небольшой и средней тяжести – направлять не тюрьму и колонию, а на лечение и комплексную реабилитацию.
При этом под квалификацию «средняя тяжесть», подпадала бы большая часть преступлений, за которые сегодня осуждают по части 2 статьи 228 УК РФ.
Что такое задержать наркомана за хранение свыше 2,5 граммов «розничного» (примеси 90% и более) героина? Сегодня часть 2 статьи 228 УК РФ это квалифицирует, как тяжкий состав с наказанием до 10 лет лишения свободы. Если будет учтена инициатива ФСКН, такое деяние будет квалифицироваться как преступление средней тяжести, то есть санкция будет предусматривать до 5 лет лишения свободы. Но главное – суд сможет вместо тюрьмы направить наркопотребителя на лечение и реабилитацию. Одновременно потребуется внесение изменений в специальное постановление правительства РФ, которым в настоящее время предусмотрены только размеры для квалификации преступных деяний как значимый, крупный и особо крупный.
- Многими это может быть расценено как послабление для преступников...
- Мы выступаем за ужесточение уголовной ответственности для лиц, сбывающих наркотики, особенно в отношении лидеров и участников организованных международных и межрегиональных преступных групп. Такие группировки сбывают оптовые (высокой концентрации) наркотики более мелким группам наркоторговцев. Ввиду глубокой конспирации их деятельность простым людям не видна. Но именно они наносят больший экономический ущерб стране и вред здоровью нации.
Кстати, в общем количестве пресекаемых на территории области преступлений, совершенных в составе организованных форм наркопреступности, более 77% – результат усилий нашего Управления. Сейчас инициатива ФСКН об ужесточении наказания для участников транснациональный организованных группировок также проходит межведомственное согласование. В настоящее время за сбыт особо крупных партий наркотиков (часть 5 статьи 228.1 УК РФ) предусмотрено наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. У нас в области таких приговоров пока не было. Как правило, «оптовиков» мы задерживаем на стадии перевозки или покушения на сбыт наркотиков. При таких условиях суды не считают допустимым назначать высшую меру.
- Когда наркозависимый попадает в колонию, он вроде как уже изолирован от общества и ограничен в возможности употреблять наркотики. Разве этого не достаточно, чтобы избавиться от привычки?
- В деревнях раньше лечили алкоголиков, запирая их в бане. Эффект был 50 на 50. Кто-то умирал, а кто-то выживал, но не выздоравливал. Для возвращения наркопотребителя к трезвой жизни необходимо проведение интенсивного комплекса медицинских и реабилитационных мер. Практически каждую неделю правоохранительные органы в области фиксируют факты преступлений, связанных с перевозкой наркотиков в режимные учреждения ФСИН. Тот, кто верит, что наркопотребитель придет из колонии здоровым только потому, что у него не будет возможности достать наркотики, заблуждается. Нередко сами лица, отбывающие наказание, становятся организаторами ОПГ, занимающихся перевозкой. Мы пресекаем эти преступления совместно с оперативными подразделениями ФСИН.
Обращаю внимание на тот факт, что в 2015 году за преступления, связанные с оборотом наркотиков, в области привлекли более 3 тыс. человек, 60% из которых ранее уже совершали преступления. Значимая часть из них являлись потребителями наркотиков и преступления совершали ради добывания средств на дозу. Это еще раз доказывает, что тюрьма или штраф не вернут человеку утраченное здоровье.
- Не опасаетесь ли роста самоубийств среди наркопотребителей, которых направят на принудительное лечение, от которого практически невозможно уклониться?
- Нет, не опасаемся. Новые виды психоактивных веществ, наоборот, провоцируют суициды. Чем быстрее мы выводим человека из плена наркотической зависимости, тем больше шансов, что он останется жив. Многое зависит от профессионализма врачей и реабилитологов. Одна из причин, почему люди подсаживаются на наркотики – это чувство ненужности в обществе. Они не видят сил решать навалившиеся проблемы, не имеют навыков ответственного и деятельного поведения, из-за этого у них развивается устойчивая депрессия и желание путем минимальных усилий убежать от проблем в иллюзорный мир. При этом здоровье их волнует меньше всего.
Важно, чтобы врач или реабилитолог сумел убедить такого ЧЕЛОВЕКА, что любая трудность преодолима и есть кто-то, кому он дорог и нужен.
Беседовала Ольга Плеханова
на рассылку dostup1.ru