Евгений Савченко: Дилеры не смотрят наркоманам в глаза

Интервью
9 октября 2014 года, 17:50

Вспышки смертельных отравлений в различных городах России приковали внимание СМИ и граждан к новым спайсам и солям. Даже выживая после употребления психоактивных веществ, люди навсегда теряют связь с реальностью. О последствиях процветания «синтетики», обстановке в регионе, проблемах и победах борцов с наркотиками читателям Агентства новостей «Доступ» рассказал руководитель УФСКН по Челябинской области Евгений Савченко.

- Евгений Юрьевич, сейчас все обеспокоены ситуацией с новым спайсом, употребление которого повлекло массовые смерти и отравления в Сургуте и Кирове. Как обстоит дело в Челябинской области?

- Беспокоятся действительно все. Недавно был радиоперехват. Мы слушали разговор поставщика наркотического вещества и оптового скупщика. Последний, перед тем как сделать покупку заявил, что боится, что люди отравятся. Тем не менее, сделка состоялась. Дилеры не смотрят наркоманам в глаза.

Могу сказать, что химсоединения MDMB (N)-BZ-F, спровоцировавшего массовые смерти в Сургуте и Кирове, в Челябинской области пока не находили. Сотрудники наркоконтроля наладили взаимодействие с Минздравом, МВД и ФСБ. Специалисты анализируют состав того, что оказывается в организмах отравившихся, чтобы в случае обнаружения новой модификации спайса наркополиция могла сработать максимально оперативно. Пока не обнаруживали.

- Статистика говорит о том, что люди все-таки умирают и травятся. Какая тут динамика?

- Роста смертности от отравления наркотиками у нас не допущено. С начала 2014 года обнаружено 80 трупов наркоманов, что на 34,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (122). В то же время, если в прошлом году в структуре умерших от отравления наркотиками 3% составляли потребители синтетических наркотиков, то в текущем таковых уже 14%. Растет число погибших после употребления курительных смесей и солей (11 человек), и увеличивается количество лиц, госпитализированных с психозами (436 случаев).

Новые химсоединения, не успевшие попасть в список подконтрольных веществ, наносят все больший урон здоровью потребителей. Синтетические наркотики вызывают необратимые изменения в организме, после которых человек уже полноценной личностью для общества никогда не будет, сознание меняется. У людей появляются психические расстройства. У них теряется ориентация в пространстве, появляются неконтролируемые страхи. Они бегают голышом и выпрыгивают из окон. Кажется, что с кровати на пол наступил, а оказывается – с балкона спрыгнул.

- Кажется, что государство бессильно перед производителями синтетики, постоянно придумывающими новые формулы. Так ли это?

- С начала года мы закрыли 341 сайт, рекламирующий синтетические наркотики, что на 59% больше, чем в прошлом году. Одновременно с этим отправили в суды 49 лидеров и активных участников из 22 ОПГ, занимавшихся бесконтактным сбытом дизайнерских наркотиков. Всего в Челябинской области за девять месяцев изъято более 37 кг синтетических наркотиков. Из них более 22 кг изъяли сотрудники наркоконтроля.

В текущем году мы выявили 10 новых видов психоактивных веществ и сразу направили бумаги в Государственный антинаркотический комитет, чтобы вещества исследовали и внесли в список запрещенных. Эксперты правоохранительных органов способны определить любую химическую формулу, но они не уполномочены давать заключения о психоактивном воздействии вещества. Клинические исследования занимают до двух месяцев, а включение в подконтрольный список может занимать до года. Благодаря тесному сотрудничеству с коллегами из Роспотребнадзора вещества возможно изымать в административном порядке, просто потому что ни одна курительная смесь или соль не соответствуют техническим условиям. Так что мы находим способы лишать «коммерсантов» вредоносного товара.

Думаю, вскоре наши законодатели придут к тому, чтобы наделить ФСКН правом временного запрета подозрительного вещества хотя бы на год. За нарушение запрета будет предусмотрена уголовная ответственность. А за год медики смогут спокойно провести все исследования, и вещество успеют внести в список.

- Сейчас наркоманов можно через суд направлять на принудительное лечение. Как новый закон работает?

- Теперь есть сложность в том, чтобы доказать, что человек принимал наркотик. Чтобы привлечь человека к ответственности, нужно установить, какое вещество он употребил. Но наши врачи и судмедэксперты, к сожалению, не обладают библиотеками с образцами новых психоактивных веществ. Наркологи не получают вовремя аналоги веществ, которые уже известны нам. Этим должен заниматься Минздрав. Особенно остро проблема стоит в ЗАТО. У них давно не было переоснащения медицинских лабораторий. Работодатель не может уволить наркомана, не доказав, что он употреблял наркотики. Это грозит техногенной катастрофой.

Другая беда – наши врачи не получают денег за то, что проводят медосвидетельствование на состояние наркотического опьянения. В перечне медуслуг эта работа отсутствует, значит, и статьи расходов такой нет. В результате мы вынуждены ждать результатов экспертизы по 1,5-2 месяца. Проблемы есть, но вопреки им с 25 мая 2014 года по материалам областного наркоконтроля 190 человек направлены судами на лечение и реабилитацию в Челябинской области.

- Что происходит в сфере реабилитации наркозависимых?

- Мы настаиваем на том, чтобы появилась национальная система сертификации реабилитационных центров. Сейчас много шарлатанов, которые заманивая дешевыми или вовсе бесплатными услугами, превращают наркозависимых в свою рабочую силу или вынуждают вытягивать деньги из родственников. Если государство начнет выделять деньги на реабилитацию, есть риск, что они достанутся сектантам.

Мы первые в стране разработали систему добровольной сертификации, но шарлатаны просто не стали заявляться. Это не создало им барьера, но доверие повысилось к тем, кто заявился. Востребованность в центрах сейчас огромная. Добровольно наркоманы обычно обращаются к врачам, чтобы «почиститься», вывести из организма старую отраву, чтобы потом с новыми силами идти накачиваться новой. Чтобы от лечения был эффект, им нужна длительная социальная реабилитация.

- Какие профилактические меры принимаются. Основные потребители синтетики – молодежь. Как Вы относитесь к тестированию школьников?

- Мы против тотального тестирования школьников на наркотики. Тем более что универсальных наркотестов нет. Некоторые виды веществ можно выявить только в течение часа или дня после их употребления. Тестирование каждого – это колоссальный выброс денег на ветер.

Другое дело – это совместные действия Минздрава и Минобрауки. Мероприятия двухэтапные. Сначала работают психологи – выявляют группу риска, затем в течение нескольких месяцев ребят из группы риска без предупреждения тестируют. Ребенок не знает когда, но это проводится только с согласия родителей, если школьнику меньше 15 лет, или с согласия самого учащегося, если он старше 15 лет. При этом даже в случае положительного результата персональные данные ребенка не попадают в правоохранительные органы. Это происходит анонимно. С такими школьниками занимаются врачи-наркологи, также проводится работа с их родителями.

- Как наркоторговцам удается подсаживать молодых людей на психоактивные вещества? Раньше давали пробовать наркотики бесплатно…

- Сегодня бесплатно никто ничего не дает. Синтетика распространяется только по 100-процентной предоплате и бесконтактным способом – тайниками. Человек не видит продавца и даже не слышит. Когда он звонит на номер, в ответ ему приходит SMS. Причем нет никакой гарантии, что оплатив товар, он его найдет в тайнике. Покупателей часто «кидают», но это их не останавливает. Поток желающих огромный. Масса молодых людей готова потратить деньги на наркотики или просто выбросить их на ветер. Причем часто это деньги, заработанные не ими.

Люди ищут новых ощущений и экспериментируют со своим здоровьем. На подсознательном уровне каждому кажется, что конца у жизни нет. Столкнувшись с трудной ситуацией, не все молодые люди могут найти адекватный выход из нее. Все ищут легких путей. Вспомним недавно всплывшую в Новосибирске историю, где 16-летнюю девушку после употребления соли жестоко изнасиловала группа ее друзей-подростков. Когда потерпевшую спросили, как она вообще там оказалась, она ответила, что просто хотела напиться. Это ключевая черта молодых людей, подсаживающихся на наркотики. Отсутствие ответственного поведения, духовных ценностей, жизненных ориентиров. Они получают иллюзию того, что уходят от трудностей, но последствия потом все равно наступают. Причем, как правило, более серьезные и часто необратимые.

Ольга Плеханова