Эльвина Ягнакова: За народной дипломатией большое будущее

Интервью
25 марта 2020 года, 10:12

В Общественной палате Челябинской области в последние три года солидно усилилась работа по международному сотрудничеству и общественной дипломатии. Масштабные проекты – конференции, форумы, Дипломатический диктант… Позитивные результаты отмечаются правительством региона и даже международными организациями, ШОС, например. Все чаще за пределами региона и даже страны о Челябинске говорят, как о городе, создающем позитивные кейсы. Какова конечная цель многочисленных мероприятий и планы на ближайшее будущее, Агентству новостей «Доступ» рассказала советник председателя региональной ОП, кандидат педагогических наук, соучредитель Ассоциации выпускников ЧелГУ Эльвина Ягнакова.

- Эльвина Зуфаровна, чем занимается советник председателя Общественной палаты?

- Всем. Общественная палата Челябинской области – это сообщество активных граждан, круг наших интересов достаточно широк. Есть возможность занять проактивную позицию и взять на себя реализацию любой конструктивной инициативы. Я для себя определила те направления, в которых считаю себя наиболее полезной и компетентной: это образование, культура, национальная политика,  международное сотрудничество, молодежная политика, некоммерческий сектор и общественная дипломатия, что и было согласовано изначально с прежним председателем палаты Олегом Владимировичем Дубровиным.

- Немаленький такой мешочек обязанностей…

- Но от него и работа становится гораздо интереснее, так как позволяет быть задействованной в разных сферах. И функцию свою вижу в том, чтобы не просто заниматься анализом, но отчасти предвосхищать какие-то события и решения, для того чтобы вносить какие-либо предложения, главным образом, в плане межрегионального, межнационального и межгосударственного взаимодействия.

- Дипломатические игры, которые стартовали как региональный проект, а затем вышли на международный уровень, это ведь как раз Ваше предложение?

- Да, я выступила руководителем проектной команды, автором идеи стала кандидат политических наук Светлана Анатольевна Васильева. В сотрудничестве с Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, учрежденным МИД России и при поддержке правительства Челябинской области, Международной ассоциации исламского бизнеса и ряда других партнеров мы реализовали такой молодежный проект, как Дипломатические игры «Россия в мире» – для школьников и студентов стран СНГ. Первые состоялись в 2016 году, а уже с 2018-го года проект стал международным. Дипломатические игры – это интеллектуально-творческий конкурс, в рамках которого молодые люди – школьники и студенты – примеряют на себя роль дипломатов, что может пригодиться в любой профессиональной деятельности, в проекте задается генеральная тема, как правило, связанная с тем или иным межгосударственным объединением, по жребию каждой команде достается страна – любая, кроме собственной. Они погружаются в историю, внешнюю политику другой страны, культуру и прочие сферы и представляют ее, защищая позиции этого государства.

Мы считаем, что с помощью такого формата осуществляем в определенной мере профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде. Кроме того, это  позволяет наладить коммуникационные связи в среде евразийской молодежи, помогает сориентироваться в выборе профессии, повышает уровень знаний в области международных отношений и готовит молодежь к активной гражданской позиции в обществе.

- А почему выбрали именно страны СНГ?

- Прежде всего, в целях сохранения русского языка на евразийской территории, для поддержки наших соотечественников, проживающих там. Кроме того, нам небезразлично, что происходит на территории бывших братских республик, какой вклад мы можем внести в воспитание подрастающего поколения на территории этих стран, учитывая наше общее прошлое, историческую общность наших интересов.

В проекте приняли участие команды из 7 стран СНГ (Россия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Молдавия), Россия была представлена от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Благодаря играм мы познакомились с представителями педагогического сообщества стран СНГ, со многими до сих пор поддерживаем отношения, обмениваемся опытом.

- И насколько сложно организовать такое масштабное мероприятие?

- Нелегко, конечно. Подготовка Дипломатических игр – это огромная полугодовая работа, которую выполняла целая команда. Конкурс внешне похож на интеллектуальное шоу, каждое задание – публичное: визитка, блиц-конкурсы, где надо ответить на вопросы по теме проекта, научная конференция, конкурс дипломатического письма – найти ошибки с точки зрения дипломатических канонов, квесты… Отдельно хочу отметить вклад профессиональных экспертов от площадок проекта, с которыми мы сотрудничаем, в частности, уже упомянутой Светланы Анатольевны Васильевой. Плюс мы еще ставили перед собой задачу познакомить участников очного тура из разных стран с Россией, Челябинском и Челябинской областью – в рамках проекта разрабатывалась культурная программа, приглашали в музеи, возили на экскурсии, рассказывали, чем живет наш регион.

- А в этом году запланированы Игры?

- В этом году в целях развития проекта формат изменили на Дипломатический диктант, но да, многие участники просят вернуть Игры, и тот же Фонд Горчакова просил нас тиражировать эту практику на другие регионы. Так что, формат прижился.

- Вы сейчас назвали Дипломатический диктант, еще один международный проект Общественной палаты. Он ведь стал первым в России?

- Да, мы инициировали его как продолжение наших предыдущих проектов в сфере публичной, общественной, народной дипломатии. Изначально Дипломатический диктант задумывался как новый формат взаимодействия с населением, с активными гражданами и ответ на запрос южноуральцев. Во время подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, мероприятия которых, к сожалению, сейчас под вопросом из-за пандемии коронавируса, у людей появились вопросы, что это такое, что это даст региону и что вообще делается в области. Ряд южноуральцев и вовсе не понимал, что значат эти аббревиатуры, разъяснительной работы было недостаточно. На этой волне возникла идея Дипломатического диктанта – он был направлен на то, чтобы повысить грамотность в этом отношении и презентовать широкой общественности программу большой работы всего региона. Мы понимали, что привычных форматов работы в этом отношении будет недостаточно и нужны новые подходы. Поэтому диктант как форма интеллектуального погружения показался нам более подходящим. Но опять же, это только часть работы Палаты по содействию организации мероприятий саммитов в Челябинске: так, Центр общественного контроля палаты занят в экспертной работе по проверке строительства объектов для мероприятий, члены и эксперты комиссии по молодежной политике, массовой физической культуре и спорту – в подготовке спортивных мероприятий, члены и эксперты комиссии по информационной и культурной политике, межнациональным отношениям создали свою рабочую группу по содействию мероприятиям при Ассамблее народов Челябинской области под руководством эксперта палаты Аско Николаевича Алои.

- И к чему же пришлось готовиться участникам диктанта, среди которых, если не ошибаюсь, оказались не только южноуральцы, но и иностранные граждане – из Гвинеи, Кот-д’Ивуара, Камеруна, Китая и Узбекистана?

- Диктант действительно вызвал достаточно живой интерес даже у иностранцев, всего зарегистрировалось 500 человек в возрасте от 14 до 75 лет. Вопросы включали в себя три блока – базовый (общие знания), средний уровень сложности и высокий – где нужно было применить логику. Вопросы касались истории и современного состояния ШОС и БРИКС, к примеру, надо было указать, когда какое государство вступило, найти эти государства на карте, написать, как Челябинская область включена в ШОС, например, в каком городе на Южном Урале проходили регулярные антитеррористические военные учения ШОС. Вопросы были самые разные, в том числе и в видеоформате. Порядка 30 организаций стали партнерами, 70 организаций направили своих участников, в том числе представители органов власти, правительства, министерства экономического развития, национально-культурных организаций, медицинских учреждений. Акция получила официальный статус «При поддержке правительства Челябинской области». Генеральный секретарь ШОС Владимир Норов также положительно оценил проект.

- Как считаете, идею Южного Урала поддержат на федеральном уровне?

- В начале марта в Кургане состоялся форум Общественной палаты Российской  Федерации «Сообщество», и на одном из круглых столов «НКО как действенный инструмент “мягкой силы” России», модерируемом председателем Комиссии ОП России Еленой Васильевной Суторминой, я озвучила, как в регионе у нас развивается общественная дипломатия при содействии Общественной палаты.

Получила положительный отклик, кейс будет направлен по каналам ОП РФ, ожидаем, что идею подхватят, что, в общем-то, уже происходит, материалы запрошены нашими партнерами в других регионах.

- Эльвина Зуфаровна, как вообще такие идеи рождаются?

- На самом деле, диктант сегодня – популярный формат мероприятий, он есть во всех сферах, мне показалось обидным, что в сфере дипломатии такого нет… Вообще, идея появилась в прошлом году, когда Ассоциация выпускников ЧелГУ подавала заявку на грантовый конкурс в Фонд поддержки публичной дипломатии Горчакова, это мероприятие является одним из комплекса мероприятий, который мы предложили в заявке на грант.

Фонд учрежден МИДом и финансирует те заявки, которые считает уже успешными. Чаще всего это конференции, формы, которые позволяют коммуницировать представителям разных регионов на тему из области дипломатии.

- А в чем польза конференции? Собрались, поговорили, а дальше?

- Польза в том, что подобные площадки дают возможность представителям разных сфер, в том числе профессиональных сообществ, обсудить те или иные значимые для общества проблемы, посмотреть на них с разных сторон и прийти к какому-то общему решению. Это своего рода мозговой штурм.  Очень многие решения принимаются именно на таких мероприятиях. Если это международный формат, участники представляют свои страны, позиции своих государств, это позволяет услышать огромное количество точек зрения на проблему и в итоге прийти к какому-то единому, наилучшему решению. Своеобразный общественный срез.

- А наоборот можно? В смысле, чтобы в результате подобного обсуждения инициатор отказывается от своей идеи после ее всестороннего рассмотрения? Так бывает?

- Бывает, хотя об этом реже говорят и реже в этом признаются. Но бывают несостоятельные идеи, и они не проходят это сито общественного обсуждения.

- Эльвина Зуфаровна, как оцените состояние гражданского общества в Челябинской области? Мы уже преодолели некоторую инертность равнодушия, вот это «моя хата с краю…»? Становятся ли южноуральцы активнее?

- По роду профессиональной и общественной деятельности приходилось бывать в разных регионах, и могу сказать, что Челябинская область в этом смысле выглядит хорошо и активно. Как результат, по итогам конкурса Фонда президентских грантов в 2019 г. Челябинская область заняла 4-е место в России. Ощутима поддержка некоммерческого сектора губернатором и правительством Челябинской области, скоро будет дан старт новому грантовому конкурсу, инициированному главой региона. На Южном Урале функционируют Челябинский ресурсный центр СО НКО, Центр поддержки гражданских инициатив, Южно-Уральский межнациональный ресурсный центр и ряд других. У нас достаточно много действующих и готовящихся к открытию НКО, и судя по итогам недавно проходившего Форума «Сообщество» в Кургане, наш некоммерческий сектор действительно очень активен. Безусловно, есть над чем еще работать, но в целом, наше гражданское общество сформировано.

У каждого региона есть свои особенности, наши, например, связаны с приграничным положением, развитием промышленности, экологией, наличием ЗАТО, национально-культурным многообразием и так далее. Все эти особенности необходимо учитывать в развитии территории. И важно, чтобы каждый гражданин, проживающий в ней, мог иметь возможность влиять на положительное развитие региона и укрепление его позиций на государственном и межгосударственном уровне.

Хотя в стране есть и обратные примеры, если так можно выразиться, когда в регионах наблюдается активность населения со знаком «минус». Это когда общество предлагает какие-то решения без профессионального подхода, экспертиз и обсуждения – просто желания, отчасти популистские. Данные региональные кейсы обсуждались на форуме «Города России-2030» в Екатеринбурге, в котором я принимала участие. И как правило, удовлетворение таких предложений приводит в итоге к тому, что само же общество впоследствии оказывается недовольным такими решениями.

Поэтому Общественная палата Челябинской области всегда выступает за диалог между обществом, органами власти, бизнесом и некоммерческим сектором, чтобы обсудить проблемы с разных сторон и принять взвешенное решение, удовлетворяющее всех.

- Вернемся к международной работе, ведь Вы назвали далеко не все проекты, заслуживающие внимания?

- Если в назывном порядке, в 2017 году опыт Общественной палаты Челябинской области был представлен в Республике Корея, в Сеуле, председателем региональной ОП, а ныне членом Общественной палаты Российской Федерации седьмого созыва, Олегом Владимировичем Дубровиным в составе российской делегации в рамках программы «Лидеры нового поколения» Корейского Фонда. Опыт был положительно отмечен в Корее, более того, в результате появились новые направления сотрудничества регионов в сфере образования, культуры и бизнеса для Челябинской области.

Заместителем председателя Палаты Игорем Вячеславовичем Аристовым, дипломированным международным экспертом в области межгосударственного сотрудничества и внешнеэкономических связей (Академия Европалаты), неоднократно презентован на международных площадках внешнеэкономический потенциал Челябинской области. В рамках различных мероприятий и мне довелось представить опыт работы палаты по народной дипломатии в Казахстане, Китае, Японии, в Иране и Посольстве Ирана в Москве. Перечень примеров можно продолжать.

Из инициатив палаты надо отметить экологические проекты наших коллег – акцию «Чистые игры», Экопатруль «Антисмог», форум «Экоинжиниринг»,  которые вышли на международный уровень, ряд конференций, инициированных членами или экспертами ОП, например, конференция, посвященная геноциду езидского народа, предложенная экспертом Палаты Аско Николаевичем Алои. Нельзя не сказать об успехах спортивной дипломатии: в ОП области есть комиссия по молодежной политике, массовой физической культуре и спорту (руководитель – Вероника Бутузова), члены, и эксперты которой реализуют огромное количество проектов, в том числе, международных инициатив, таких как, например, чемпионаты по спортивным бальным танцам, которые объединяют талантливую и спортивную молодежь мира и делают Челябинск столицей спортивных событий. Активно развиваются проекты в области международного волонтерского движения, курируемые членами Палаты Александром Носковым и Юрием Болдыревым. Есть огромное количество инициатив от национально-культурных объединений, представители которых входят в ОП: Международный литературный конкурс «Джалилевские чтения», координатором которого является член палаты Луиза Махмутовна Алмаева, международное празднование езидского Нового года Чаршама Саресале, организованный Аско Николаевичем, и многие другие.

Или вот, еще один пример, когда Палата выступила своеобразным посредником, катализатором взаимодействия вузов России и Египта. В конце 2019 года в результате взаимодействия с Бюро культуры при Посольстве Египта в Москве мы получили предложение установить в Челябинске бюст нобелевского лауреата Египта по литературе Нагиба Махфуза, выполненный известным архитектором, доктором Усама Эльсерви. Этот памятник был установлен в  нашем институте культуры в преддверии перекрестного Года гуманитарного сотрудничества России и Египта, которым президентами России и Египта объявлен 2020 год.

- Эльвина Зуфаровна, знаю, что Вы еще и член совета Расулевского клуба при институте стран СНГ. Значит ли это, что Вы участвуете в Расулевских чтениях?

- Последние несколько лет я принимала участие в составе рабочей группы и оргкомитета при правительстве Челябинской области, и в 2019 году наша Ассоциация готовила конференцию в содружестве с правительством, Общественной палатой – перед нами стояла задача усилить научную составляющую. В 2019 году мы предложили к Троицкой площадке добавить Челябинск – именно для научного сообщества. Опыт деления площадок оказался целесообразным, надеюсь, это станет традицией.

На прошлогодней конференции заведующий исламским отделом Института стран СНГ Ильдар Фаатович Сафаргалеев озвучил предложение о создании при институте Расулевского клуба, который объединил бы ряд экспертов. Планируется, что клуб начнет работу в сентябре 2020 года, и я была приглашена в Совет клуба.

Могу отметить колоссальный рост значимости данной конференции, сегодня «Расулевские чтения» – это бренд Челябинской области и дань уважения великому суфию, жившему на этой земле. Из года в год растет аудитория конференции, повышается ее статус. И нам приятно и в то же время ответственно быть частью этого события – и членам, и экспертам Палаты, и представителям НКО. Такого рода мероприятия консолидируют общественные силы и ресурсы, и объединяют представителей разных регионов, наций, конфессий и профессий в сохранении духовных ценностей народов.

Одним словом, международных проектов у Палаты – масса, и хочу отметить, что назревает, вернее, уже назрела необходимость выделения этой работы в отдельное направление. Поскольку в каждой комиссии ОП Челябинской области есть результаты по народной дипломатии, мы повышаем уровень работы, чтобы помочь стране и региону в непростые условия турбулентности сохранить и усилить положительный имидж. В данном случае это пример «мягкой силы», инструмент продвижения своих национальных интересов на международном уровне и поддержки наших соотечественников за пределами нашей страны. Правда, в настоящий момент в связи с пандемией, международное сотрудничество претерпевает существенные изменения. Но уверена, в ближайшее время, ситуация стабилизируется. За народной дипломатией большое будущее.

Беседовала Ольга Бороденок