Елена Тюрина: ЕГЭ – это, по большому счету, судьба человека
ЕГЭ-2019 в Челябинской области напишут ровно 16 тыс. выпускников. Все они уже определились с предметами, теперь дело за малым: дожить и пережить. О том, кого не допустят к написанию судьбоносного экзамена, кому разрешат пересдать сразу, а кому только через год, и зачем все-таки разделили математику, Агентству новостей «Доступ» рассказала начальник Управления начального, основного и среднего общего образования Минобрнауки Челябинской области Елена Тюрина.
- Елена Александровна, единый государственный экзамен – это, в общем-то, история уже не новая, но происходит ли со временем какая-то трансформация экзамена? Даже люди, далекие от него, регулярно слышат про какие-то нововведения…
- Вообще, экзамену сейчас 16-й год, вначале это был апробационный режим, и Челябинская область с первого года участвует в апробации ЕГЭ, а с 2009 года он вошел в штатный режим для всех субъектов по полному перечню учебных предметов, то есть в новейшей истории ему уже 10 лет.
Безусловно, экзамен постоянно меняется. Во-первых, серьезная трансформация произошла с контрольно-измерительными материалами. Начинали мы с так называемой угадайки. И тогда для школьников это была определенная неожиданность, потому что до этого, если вы помните, например, выпускная работа по математике состояла в том, что ребенок должен был широко и правильно все свои математические изыски обосновать, все формулы, теоремы прописать и т.д. А тут вдруг резко потребовалось просто решить и дать ответ. Потом в определенный момент все поняли, что угадать можно – методом исключения или просто случайно, в результате везения – и что полученная в итоге отметка не есть объективная оценка уровня обученности. Поэтому в итоге пришли к тому, что экзаменуемые должны не выбирать первый-второй-третий ответ, а решить задачу и вписать правильный ответ, которым могут быть слово, цифра, знак – у каждого предмета свой определенный набор символов.
Ну, и вторая часть тоже трансформировалась и сейчас представляет собой очень интересный блок, и с точки зрения методики, педагогики, и с точки зрения предмета. Все задания очень разные и требуют разного подхода, в том числе раскрытия, полноты, глубины и понимания предмета. Что абсолютно позволяет делать вывод, одарен ребенок высоко или средне, но при этом выполнил в плане стандарта все условия и может быть аттестован.
- Вы упомянули математику. Ведь именно с этого года у выпускников забрали право сдавать одновременно оба уровня? В чем суть изменений? И сразу вопрос от одной из выпускниц этого года – девочка планирует поступать на гуманитарный профиль, среди вступительных испытаний экзамен по математике отсутствует, она же записалась на профиль и теперь переживает, а вдруг в вузе что-то не зачтут…
- Математику любую, какую бы вы ни сдали, для получения аттестата зачтут, самое главное – сдать ее положительно. В случае с этой выпускницей, которой, я так понимаю, для поступления не нужна математика, но она решила сдать профиль: при положительной сдаче ей без проблем зачтут профиль вместо базы, а если вдруг она не справится, то в резервный день она может ее поменять и выбрать базовую математику. Попробовала – молодец, не получилось – ничего страшного.
- А если не справился и с базовым?
- Тогда уже сентябрь, тогда без аттестата, и это уже другая история.
- А для чего все-таки понадобилось делить?
- Вы помните, был 13-й год, когда у нас перед экзаменами по многим предметам появились контрольно-измерительные материалы с правильными ответами, и многие из тех, кто пользовался интернетом, сумели получить необъективную отметку. Так вот после этого начали очень серьезно заниматься повышением объективности самой процедуры. А с повышением объективности были зафиксированы случаи необъективных результатов. К слову, и до сих пор сохраняется ряд субъектов, где результаты не выглядят объективными.
- Но это не мы?
- Это не мы точно, потому что у нас в Челябинской области не было больших перепадов в результатах – они очень стабильны, по некоторым предметам они всегда выше российских, по некоторым – коррелируются с ними. Традиционно высокие результаты выпускники демонстрируют по предметам ТЕМПа – это информатика, химия, математика, физика.
Необходимость же введения базовой математики появилась для того, чтобы ребята, которые в силу разных обстоятельств, в том числе попадания сначала в одну систему обучения, потом в другую систему оценивания, имели возможность получить аттестат, но никогда при этом не стать математиками. То есть это определенная путевка в жизнь в надежде, что выпускник найдет себя в другой отрасли.
До этого года у ребят была возможность выбрать и то, и другое, но тогда на них ложилась двойная нагрузка, потому что базовая математика и профильная математика – это две разные математики, это два разных подхода к формированию контрольно-измерительных материалов, два разных подхода к решению.
Понятно: кто хорошо знает профиль, он и базу решит, а вот когда ты на перепутье, у тебя что-то между двойкой и четверкой, когда ты еще не до конца понимаешь, где ты, а главное, куда потом, это дополнительная нагрузка. И поэтому приняли решение о том, чтобы не давать этой дополнительной нагрузки ни на систему, организовывая экзамен дважды, ни на детей. А разделили: если ты идешь в специализированный вуз, где тебе математика нужна, то тогда уже усердствуй, добивайся…
- А в базовой математике какая система оценивания – тоже в баллах?
- В базовой это отметка «пять». Что тоже доказывает разность этих историй. Если тебе точно нужен технический вуз, то ты «добиваешь» математику профильную, а если ты гуманитарий и тебе просто нужен аттестат, то, скорее всего, будет достаточно базовой. И я как математик считаю это абсолютно справедливым, потому что дети есть разные. Ну, не всем же даются, например, иностранные языки на высоком уровне. А математика та, до разделения, была очень серьезной, набрать баллы по ней было не так просто.
- А по второму обязательному экзамену такие варианты разделения случайно не обсуждаются?
- Нет, точно нет. Русский должен знать каждый. И для того чтобы набрать минимум по русскому, нужно просто уметь говорить, иметь элементарные навыки, с ним справится любой образованный воспитанный человек – а выпускники у нас именно такие.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья – как для них в Челябинской области организована сдача экзамена?
- Из 16 тыс. у нас чуть более ста детей, которые заявили о том, что они будут сдавать ЕГЭ в особых условиях. Разница есть – и в процедуре, и во времени, и в КИМах. А поскольку у нас дети разные, кто-то, например, совсем не видит или плохо видит – для них создаются особые условия, для них заказываются КИМы в системе Брайля; кто-то плохо слышит, и мы готовим системы аудирования, кому-то нужно лежать, кому-то – стоять, кому-то нужно принять медикаменты или пищу по регламенту, кому-то нужен ассистент – все это прописано в карте ребенка, обо всех этих нюансах мы знаем уже сейчас, все предусматривается, и ребенку обязательно будут созданы специальные условия. Эта работа уже давняя, традиционная, штатная, даже рутинная, поэтому никаких опасений быть не должно.
По девятым классам, предварительно, будет 32-33 тыс. выпускников – в зависимости от того, кого допустят до экзамена. Там у нас порядка 2 тыс. детей с ОВЗ, но это сегодня для нас тоже не проблема.
- С «двойкой» за какой-либо предмет допустят к ЕГЭ?
- Нет. Для того чтобы быть допущенным к любой итоговой аттестации, школьник должен успешно освоить всю образовательную программу, не иметь академических задолженностей ни на одной из ступеней – ни за пятый, ни за девятый классы. По желанию родитель может переводить ребенка из класса в класс, а задолженность – сохраняться. Так вот к ГИА никаких академических задолженностей быть не должно!
- То есть если где-то в пятом-шестом классе что-то забросили, то надо пересдать? А куда обращаться? К администрации школы?
- В школе наверняка знают. Более того, я абсолютно уверена, что родители не раз уведомлялись об этом и письменно, и устно… Собственно говоря, девятый класс – он самый ответственный для выбора дальнейшего пути. Если 10-11 классы – это уже мотивированные дети, это несколько другой уровень обученности, то в девятом классе у нас есть разные ребята. И первое препятствие они возьмут уже 13 февраля – это индивидуальное собеседование, которое впервые пройдет в штатном режиме и станет допуском к итоговой аттестации. В 2018 году прошла апробация собеседования, учителя посмотрели, в том числе, чему мы, может быть, не так учим.
- И есть провалы?
- Ну, прочитать текст, пересказать его, как правило, у всех получается. Есть момент – одно из заданий, когда нужно войти в диалог, выбрать тему – например, описать фотографию, рисунок. Не у всех детей получаются эти коммуникации, говорение…
- А как мы пишем сочинение (является допуском к ЕГЭ. – Прим. АН «Доступ»)?
- Сочинение мы пишем хорошо, что подтверждает тот факт, что при выборочной перепроверке региональная комиссия лишь в единичных случаях снижает оценку.
- Елена Александровна, не могу не коснуться мер безопасности, которые, по мнению многих, ну, какие-то уж чересчур жесткие – все эти камеры, металлоискатели... Вы так не считаете?
- Насколько мне известно, введение ограничений вызвало возмущение, прежде всего, у взрослых, не у детей. Школьникам, на самом деле, не так важно, сколько камер установлено, где они. Дети в этот момент сосредоточены, нацелены на то, чтобы продемонстрировать свои знания, им не до всяких посторонних вещей. На мой взгляд, все эти камеры, металлоискатели на входе – это только справедливо. Ведь сегодня нас на входе в тот же музей или в вокзал осматривают от и до, и никого это не возмущает. Я считаю принимаемые меры безопасности и ограничения правильным решением: это не провоцирует детей (и некоторых взрослых) проявить нечестность, а также позволяет действительно одаренным выпускникам занять положенное им место. Потому что ЕГЭ – это, по большому счету, судьба человека.
И очень прошу донести до всех заинтересованных лиц, прежде всего, выпускников, информацию еще об одном нововведении: дети, нарушившие порядок проведения экзамена по выбору, то есть те, кого поймали на списывании, со шпаргалками, с гаджетами – на экзамен нельзя проносить даже выключенный телефон! – лишаются права пересдачи на два года вместо одного, как было раньше. То есть выпускники 2019 года, которых удалят из аудитории за нарушение, смогут пересдать экзамен по выбору только – внимание! – в 2021 году. Если, конечно, еще захотят.
Беседовала Ольга Бороденок
на рассылку dostup1.ru