Елена Поплянова: Музыка – уникальный вид искусства, который затрагивает тончайшие струны души

Общество
1 июня 2016 года, 10:27

Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА о южноуральцах, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее. И часто – на голом энтузиазме.

Сегодня практически каждый слушает «тонны музыки» и дни напролет проводит в наушниках, из которых доносятся самые разные музыкальные произведения, от классики до панк-рока. При этом люди не задумываются, что музыка – не просто набор звуков, а явление, которое может как разрушать, так и созидать. О том, как с помощью музыки воспитать хорошего человека и отличить позитивные вибрации от негативных – в интервью с челябинским композитором Еленой Попляновой.

СКОЛЬКО СЕБЯ ПОМНЮ – Я ПОЮ

- Елена Михайловна, когда Вы начали заниматься музыкой?

- Сколько себя помню – я пою. В детском садике было пианино, и мне всегда хотелось поиграть, собственного инструмента еще не было, поэтому я «играла» на клетчатой скатерти у себя дома и говорила маме: «слышишь, какая музыка», а она неизменно это подтверждала. В семь лет родители по совету музыкального работника садика купили на все свои сбережения старинное венгерское пианино с витыми ножками и профилем Бетховена. Спустя год мама повела меня поступать в музыкальную школу, но меня не приняли. По какой причине, я не помню точно, но только мама пошла к директору и попросила прослушать меня повторно. Ее главным аргументом было: «Ведь мы уже купили инструмент!» Меня прослушали – и приняли.

- Есть ли в Вашей семье музыканты?

- Профессиональных нет. Мать и отец у меня из крестьянских многодетных семей, поэтому им было не до музыки. Однако отец самостоятельно научился играть на балалайке, гармошке и других инструментах, кроме того он обладал красивым басом. Мама очень любила петь, но музыкального слуха у нее не было. 

- Когда вы стали осознавать себя как композитора?

- Уже в музыкальной школе хотела быть композитором и заявляла об этом. У меня даже хранится сочинение, которое я написала в восемь лет, где заявила, что мечтаю свою жизнь связать с музыкой и детьми. Моя сестра говорила: «Если будешь как Пахмутова – дерзай».

Мне кажется, что я всегда сочиняла музыку, просто не задумывалась об этом. Через год после поступления в музыкальную школу я увидела объявление о конкурсе сочинений. Решила, что это конкурс стихов на музыку, поэтому взяла народную мелодию и придумала свой текст, но оказалось, что нужно сделать всё наоборот. Тогда я подумала «так ведь сочинять музыку гораздо легче». На следующий год я написала фортепианный марш и приняла участие в конкурсе.

Мой любимый педагог Илларионова Маргарита Васильевна, занималась с детьми сочинением музыки. Она заметила мои наклонности и стала приглашать на занятия, много помогала. В результате я закончила музыкальную школу, имея множество песен, несколько инструментальных пьес и детскую оперу «Волшебное зерно», которую поставили в школе и показали в музыкальном училище. Спустя 20 лет эту оперу в несколько измененном виде показали на первом всероссийском фестивале «Композиторы России детям». Ее исполнили учащиеся музыкально-хореографической гимназии № 10 в Камерном театре.

КОМПОЗИТОР – ОДНА ИЗ САМЫХ РЕДКИХ ПРОФЕССИЙ

- Елена Михайловна, расскажите о процессе написания музыки?

- Это всегда происходит по-разному, и если бы я знала идеальный рецепт создания хорошей музыки – стряпала бы ее, как блины. Иногда кажется, что это просто, и нужно только записать музыку, а бывает ощущение, что ты вообще не знаешь, как сочинять – можно просидеть перед чистым листом бумаги и ничего не придумать. У меня такое было не раз. Кажется, что исписалась, а потом вдруг какой-то толчок, и снова музыка приходит. Иногда требуется вдохновение, а бывает достаточно содержательного разговора, сильного впечатления.

- Среди Ваших учеников много талантливых?

- Большую часть жизни я занимаюсь с детьми и пришла к выводу, что научить звукосложению можно практически любого человека, а вот сочинять музыку – почти никого. В творчестве большую роль играет «дар свыше», «некое предназначение». Я учила композиторскому ремеслу несколько десятков детей, и сотни занимались со мной музыкой. Из них профессиональным композитором за исключением одного человека не стал никто. Это ведь не только радостная, но и мучительная профессия, требующая полной отдачи и сил, и времени.


ЕЛЕНА ПОПЛЯНОВА: БЫТЬ КОМПОЗИТОРОМ – СРОДНИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОМУ ЮВЕЛИРУ



- Реально ли зарабатывать, будучи композитором?

- Если речь идет не о «попсе», то это, скорее, дело убыточное. У людей часто возникает иллюзия – если музыка звучит, значит, композитор обогащается. Иногда приходится платить музыкантам за исполнение или оплачивать проезд на фестиваль. Существует мнение, что профессии «композитор» нет. Это что-то вроде хобби, как собаковод или рыболов. Но я точно знаю, что это одна из самых сложных профессий – сродни высококвалифицированному ювелиру.

- Как обстоит дело с поддержкой музыкального сообщества в Челябинской области?

- Фактически она отсутствует. Композиторы пишут, только потому что не могут не писать. Когда-то существовали программы целевых закупов – композитор писал крупное произведение и знал, что получит за это деньги. Сейчас такого давно нет, я даже не могу представить, что, работая над каким-то произведением, могу рассчитывать на гонорар. Сегодня культуре отводится чуть ли не самое последнее место – впереди вооружение и спорт, а культура – как тень.

МУЗЫКА – УНИКАЛЬНЫЙ ВИД ИСКУССТВА,
КОТОРЫЙ ЗАТРАГИВАЕТ ТОНЧАЙШИЕ СТРУНЫ ДУШИ

- Насколько сегодня молодежь близка к хорошей музыке?

- Сегодня все идет к тому, что растет бездуховное и абсолютно не культурное поколение. Наука, спорт, технический прогресс – все это в огромной степени основано на интуиции. Но только искусство – развивает это чувство. Музыка – это, если хотите, спасение человечества. Именно в музыке накоплен самый мощный и масштабный опыт. Это уникальный вид искусства, который затрагивает тончайшие струны души человека. Потому что музыка – это вибрация, по законам которой построено все на Земле. От того, какие вибрации человек получает, будет зависеть его развитие. Сегодня созидательных вибраций почти не осталось – вокруг сплошная попса, рок-концерты, и не секрет, что такие ритмы разрушают человека физически.

В 1951 году в сотни венгерских школ ввели ежедневное хоровое пение. Успех этого эксперимента не заставил себя долго ждать. Успеваемость по всем предметам в них была выше, чем в других школах. Это при том, что по количеству уроков объем преподавания других предметов сократили в пользу музыки. Ведь не секрет, что пение нормализует дыхание, снабжение мозга кислородом, создает комфортное эмоциональное состояние человека. Сегодня в российских общеобразовательных школах музыкальные предметы сводятся на нет – раньше это были уроки пения, а сегодня школьники пишут доклады и рефераты о музыке.

- Какую музыку Вы можете назвать разрушающей?

- Это рок-концерты, где музыканты неистовствуют, а толпа молодежи находится в экстазе. Сам по себе рок может и не быть опасным, если это, например рок-баллады – произведения, которые повествуют о непростых жизненных ситуациях. Стоит отметить, что даже в классической музыке есть очень напряженные произведения, которые невозможно часто слушать, например «Реквием» Моцарта.

- А что слушаете лично Вы?

- Я слушаю очень разную музыку, но главное, чтобы она была созидательная и гармоничная: классическая, детская, джазовая, народная и даже эстрадная музыка.

- Есть ли у Вас любимое музыкальное произведение?

- До бесконечности могу слушать Вивальди, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. Мне нравятся многие современные произведения. Среди популярной эстрады отдаю предпочтение музыке кино Андрея Петрова, Александра Зацепина, Микаэла Таривердиева, Геннадия Гладкова.

НЕ СТОЛЬ ВАЖНО ВЫРАСТИТЬ МУЗЫКАНТА,
ГЛАВНОЕ – ВОСПИТАТЬ ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА

- Что в работе нравится Вам больше всего?

- В композиторском деле мне нравится сам процесс, когда пишется музыка. Если говорить о педагогической деятельности, то работать с детьми – это счастье. Дети – народ, который не фальшивит, и если ты делаешь, что-то неискренне, они дадут тебе это понять. Поэтому новую музыку я всегда проверяла на собственных детях: если они прислушиваются или подпевают – значит, написано удачно. Работая с детьми всех возрастов, могу сказать, что музыка во многом формирует человека. Ребята, которые с детства погружены в хорошую музыку, обладают более тонкой душой и нервной организацией, они не толстокожие. Не столь важно вырастить музыканта, главное – воспитать хорошего человека.

- Какие у Вас творческие планы?

- Мы с писательницей из Екатеринбурга Ольгой Колпаковой закончили новый музыкальный спектакль «Разноцветный городок, или Какого цвета зелененький». Пока спектакль еще не готов, однако уже записана музыка и поставлены танцы. Ближайшая цель – довести эту работу до завершения, чтобы появился музыкальный спектакль. Сегодня работаю над циклом романсов на стихи Беллы Дижур «Неотправленные письма мужу». Готовлюсь к юбилейным концертам. Работаю над программой «Мой Серебряный век». Мечтаю о постановке своего главного сочинения – оперы-балета «Анна» по произведениям Анны Ахматовой.

Беседовал Сергей Боровинских,
фото из личного архива Елены Попляновой