ЕГЭ-2025 по русскому языку: автор заданий рассказал о самых сложных вопросах экзамена

Общество
20 ноября 2024 года, 11:09

Основной период ЕГЭ в следующем году должен стартовать 23 мая – говорится в проекте Минпросвещения РФ и Рособрнадзора, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

Из документа следует, что 23 мая пройдут экзамены по истории, литературе, химии, 27 мая – базовой и профильной математике, 30 мая – русскому языку, 2 июня – обществознанию и физике, 5 июня – биологии, географии и письменной части по иностранным языкам. Экзамены по информатике и устная часть иностранных языков запланированы на 10 и 11 июня.

Начало досрочной сдачи ЕГЭ – 25 марта.

На онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку руководитель комиссии по разработке КИМ Роман Дощинский подробно рассказал об экзамене и ответил на поступившие вопросы.

- Можно ли в качестве обоснования отношения к позиции автора использовать пример из жизненного опыта?

- Да, сохраняется три вида примеров-аргументов, в том числе с опорой на жизненный опыт. Главное требование – этот пример должен быть максимально конкретным.

- Останется ли свободной структура сочинения?

- Да, композиция сочинения остается свободной, мы никого не загоняем в рамки. Можно сразу обозначить авторскую позицию, а затем иллюстрировать ее примерами, можно начать с формулировки проблемы, а затем давать комментарий, постепенно подводя к авторской позиции.

- Если сочинение не будет закончено, поставят ли ноль баллов за все критерии?

- Нет, есть критерий К5, который отвечает за оценку логичности речи, в этом случае пострадает только он.

- Нужно ли писать общий вывод и делать его отдельным абзацем?

- Нет, вывод необязательно выделять в отдельный абзац, он может примыкать к обоснованию собственного мнения.

- Чем отличается пример-иллюстрация от примера-аргумента?

- Пример-иллюстрация – это доказательство на основе опорного текста (цитаты, отсылки, пересказ), пример-аргумент – это доказательство, не связанное с текстом, основанное на жизненном опыте, впечатлениях, читательской практике и т.д.

- Нужно ли пояснять пример-аргумент?

- Да, это необходимо делать, аргумент не должен повиснуть в воздухе, он должен быть осмыслен и подробно разобран, должен демонстрировать рефлексию учащегося, чтобы эксперт понял, зачем этот пример был приведен.

- Можно ли использовать примеры из фильмов или сериалов?

- Можно, но имейте в виду, что эти примеры должны быть такими, чтобы эксперты смогли без труда их верифицировать, то есть проверить на истинность привлеченного фактического материала: необходимо указывать автора и название произведения, режиссеров, сценаристов и т.д. Аргумент «Я посмотрел фильм, в котором…» не может быть засчитан именно по причине отсутствия конкретной информации.

-Всегда ли нужно соглашаться с позицией автора?

- Нет, не всегда. Можно ее отрицать, можно быть в чем-то согласным, а в чем-то нет, главное – приводите аргументы.