До конца 2020 года на ММК будет роботизировано 150 бизнес-процессов
На площадке Магнитогорского металлургического комбината завершила работу первая в регионе конференция, посвященная инновационным технологиям роботизации бизнес-процессов RPA Connect 4.0 – организаторами форума стали ПАО «ММК» и ООО «ММК-Информсервис».
Участников, представителей крупнейших международных и российских компаний – лидеров в сфере информационных технологий и цифровизации бизнеса (UiPath, Gartner, Deloitte, «Газинформсервис», Dbrain), а также Северстали, Мечела, Евраза, ТМК, РЖД, банковского сектора, познакомили с практическими аспектами применения программной роботизации в деятельности предприятий, а также возникающими при этом рисками информационной безопасности.
На ММК комплексное внедрение RPA-технологий (Robotic Process Automations) считается важным направлением реализации стратегической инициативы «Индустрия 4.0», подчеркнул в своем выступлении директор ООО «ММК-Информсервис» Вадим Феоктистов. «В рамках проекта, рассчитанного на пять лет, будут охвачены "цифрой" основные функциональные направления: финансы и экономика, бухгалтерский учет, снабжение и логистика, кадры и персонал. В плане цифровизации производства ММК продвинулся довольно далеко и готов поделиться своими решениями, наблюдениями и опытом с коллегами и партнерами», – отметил он.
Как отметил руководитель центра компетенций RPA и инноваций ООО «ММК-Информсервис» Михаил Верисов, разработке и внедрению первого программного робота предшествовала большая работа по выявлению на ММК бизнес-процессов, пригодных для роботизации. В конце 2019 года Магнитогорский металлургический комбинат совместно с компанией Deloitte составили портфель проектов цифровой трансформации ММК, в основе которого 110 проектов в 18 областях основной деятельности предприятия. Все они направлены на повышение эффективности труда и укрепление позиций на приоритетных рынках. «Сначала сделали два пилотных проекта, опробовали технологию, а уже затем приступили к более сложным процессам. Труднее всего было донести до заказчиков все тонкости цифровизации так глубоко, как поняли их мы. Но и с этим справились. Если изначально инициатива исходила от специалистов "ММК-Информсервис", то сейчас уже сами подразделения генерируют интересные идеи и предложения. В настоящее время на комбинате роботизировано более 50 бизнес-процессов. К концу 2020 планируем роботизировать еще сто, и уже составлен план на 2021 год – заявок очень много», – отметил Верисов.
Одними из первых возможности цифровизации оценили сотрудники ООО «ММК-Учетный центр», в компетенцию которого входят ведение бухгалтерского и налогового учета, расчет заработной платы для подразделений Группы ПАО «ММК» и подготовка финансовой отчетности по российским и международным стандартам. Здесь в конце 2018 года появился первый робот, который взял на себя обработку больничных листов.
«Сегодня, в век цифровизации, большинство больничных приходят не в бумажном, а в электронном виде. То есть их нужно скачивать с определенных ресурсов, обрабатывать и снова отправлять. Это занимало много времени, пока не появился робот-помощник. Он обрабатывает больничные листы ночью, когда система не загружена. Начинали со ста больничных в день, сейчас эта цифра выросла до тысячи в месяц», – рассказывает директор ООО «ММК-Учетный центр» Оксана Самойлова.
Иными словами, роботу перепоручили рутинную работу по обработке документов. «Он не заменяет реальных сотрудников, а помогает сократить пиковые нагрузки, к примеру, в момент подготовки отчетности. На текущий момент в учетном центре "работают" 15 роботов, еще 20 находятся в разработке», – добавляет она.
Благодаря использованию технологий RPA на Магнитогорском металлургическом комбинате также успешно контролируют поставки сырья на предприятие. Рутинную работу по отслеживанию поставок выполняет робот. Программных помощников успешно используют в управлении финансовыми ресурсами – они позволяют минимизировать риски невозврата авансовых платежей по поставкам в условиях большого количества некрупных поставщиков, неединичных поставок большого объема (сырье, транспортные услуги) и отсутствия расчетного кредитного лимита на поставщика. Робот обрабатывает входящую электронную почту от поставщиков, ищет отправленные грузовые вагоны в базах РЖД, проверяет статус доставки в адрес ММК, после чего информирует специалистов коммерческой дирекции о результатах проверки и формирует отчеты для профильных служб комбината
Помимо экономии трудозатрат RPA-технологии обеспечивают полную прозрачность операций и увеличивают скорость выполнения бизнес-процессов. Предоплата теперь осуществляется только под проверенные вагоны – что называется, под груз «на колесах», при этом из-за исключения ручных ошибок повышается качество работы.
Темы по практическому применению программной роботизации, поднятые на конференции, вызвали немалый интерес у многочисленных гостей. В ходе обсуждений докладов и презентаций высказывались и опасения, что тема роботизации скоро пойдет на спад. Но опыт крупнейших предприятий страны и мира, в том числе опыт Магнитки, говорит об обратном.
В 2019 году успехи ММК в области роботизации бизнес-процессов были отмечены наградой от компании UiPath (производитель платформы, на которой создаются роботы) за самый масштабный проект по роботизации RPA среди производственных предприятий России.
на рассылку dostup1.ru