Дмитрий Кащей: Наверное, в каждом из нас есть ребенок. Почему бы нет?

Общество
3 августа 2016 года, 12:15

Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА о южноуральцах, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее. И часто – на голом энтузиазме.

Многие даже не догадываются, но в Челябинске существует движение роллеров, которое регулярно организует дневные и ночные «покатушки», а также учит всех желающих правильной и безопасной езде. Основатель движения Дмитрий Кащей рассказал Агентству новостей «Доступ», почему не стоит относиться к роллер-спорту, как к детской забаве, и как правильно подготовиться к первой поездке, чтобы она не стала последней.

Сегодня Дмитрий Кащей вполне серьезный бизнесмен, имеющий собственное дело. Несмотря на плотный график, он успевает заниматься своим хобби – роллер-спортом, который не приносит ему никакого дохода. И все же Дмитрий не просто катается, а активно продвигает данный вид спорта в Челябинске.

ДО 16 И СТАРШЕ

- Мое первое знакомство с роликами произошло еще в детстве, примерно в седьмом классе. По телевизору тогда шла передача «До 16 и старше», в которой я, собственно, и увидел ребят на роликах – мне это понравилось с первого взгляда, и я решил обязательно попробовать.

Долгое время реализовать эту мечту не удавалось. Когда учился в институте – на развлечения просто не было времени, потом отслужил в армии, но так и не решался начать кататься. И вдруг друзья подарили мне на день рождения ролики, и себе тоже купили. Мы начали кататься – это был 2005 год. Сначала вдвоем с товарищем, потом присоединились другие ребята, спустя год регулярных «покатушек» сформировалась своеобразная компания и появилась группа в социальной сети. Мы катаемся по городу, по средам проводим бесплатное обучение, также есть пятничная ночная «покатушка» – маршрут порядка 13 километров.

РОЛИКИ – СЕРЬЕЗНЫЙ СПОРТ

- Катание на роликах смело можно назвать спортивной дисциплиной, существует даже Федерация роллер-спорта с региональными отделениями. Кстати в Челябинской области сейчас идет процедура регистрации местного отделения.

Регулярно проходят соревнования среди роллеров по различным дисциплинам. Наиболее распространенное состязание – стайл-слалом, когда ты должен красиво ездить между стаканчиками – здесь судьи оценивают сложность, изящность, артистизм исполнения. Также есть скоростной слалом – максимально быстрый проход между стаканчиками. Существует агрессивное катание, которым в Челябинске мало кто занимается: это трюки на хафпайпе, рампах и перилах. Еще одно направление, которое тоже пока не прижилось в нашем городе, блэйдер-кросс, преодоление полосы препятствий на роликах.

РОЛИКОВАЯ ГЕОГРАФИЯ

- Кроме Челябинска, я катался в Екатеринбурге, Магнитогорске, Нягани, Уфе, Ижевске, Москве и даже Амстердаме. Столица Голландии, конечно, больше подходит для велосипедистов – кататься на роликах там сложно из-за обилия брусчатки. В Москве сейчас появились классные возможности для роллеров – это ВДНХ, Поклонка (Поклонная гора. – Прим. АН «Доступ») и многочисленные парки города.

В Челябинске вполне нормальные возможности для роллер-спорта, хотя тротуарная плитка, конечно, плохо подходит для катания, асфальт намного лучше. Ребята из Екатеринбурга просто кричат от восторга, катаясь в нашем городе, – у них в этом отношении хуже, однако по числу роллеров они нас превосходят. Вообще, стоит отметить, что как таковая инфраструктура для роллеров не требуется.

НАВЕРНОЕ, В КАЖДОМ ИЗ НАС ЕСТЬ РЕБЕНОК

- Думаю роллер-спорт – это вполне серьезное, разновозрастное явление, объединяющее. Любой спорт можно назвать детской забавой. Например, велосипед вроде бы детский спорт, но какие серьезные есть достижения. Наверное, в каждом из нас есть ребенок, почему бы нет? Не обязательно же всегда серьезно упираться и, например, «маслать» в тренажерном зале. По мне, наверное, видно – это не мое. Ролики могут вызывать предвзятое отношение из-за менталитета.

Россияне пока любят делить увлечения в зависимости от статуса: скажем, нет у тебя автомобиля – ты вроде и не человек. Достигнув определенного уровня дохода, человек не сядет на велосипед просто из-за собственного статуса. Это отчасти менталитет, неверное. Стоит отметить, что лично я с негативом или насмешками не сталкивался. Кстати, недавно я увлекся моделированием техники – некоторые считают это детской затеей, а между прочим, получаются модели музейного качества...

ПЕРВЫЙ ЗАЕЗД

- Выбрать ролики довольно сложно – примерно как автомобиль. Во-первых, нужно покупать хорошие брендовые ролики в качественном спортивном магазине – не следует брать их на рынке или магазинах, которые не специализируются на спортинвентаре. Второе – в роликах должно быть удобно независимо от бренда. Первые ролики должны быть «фитнес» либо «фри-скейт» начального уровня. Когда вы захотите покрутиться, попрыгать, потребуются другие ролики. Что касается цены, то нормальные стоят сегодня от 5-6 тыс. рублей. Можно попробовать б/у ролики, однако фирменные.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ

- Ролики любят сухую погоду, наверное, как любая техника. Также желательно не ездить по песку и гравию, иначе придется чистить подшипники. Понять, что подшипникам на ваших роликах пришел конец, довольно просто – если катнуть пальцем колесо, оно будет медленно двигаться и быстро остановится. Новые подшипники стоят 2-3 тыс. рублей, поэтому лучше – чистить.

Есть разборные и неразборные подшипники, обычно россияне превращают неразборные в разборные. Некоторые не промывают подшипники пару сезонов, другие делают это еженедельно – все зависит от темпа, стиля и частоты катания. Колеса тоже изнашиваются – их можно менять местами, чтобы дольше прослужили. Новые обойдутся от 300 рублей штука.

УБИТЬСЯ МОЖНО, ВСТАВАЯ С ДИВАНА

- Техника безопасности – это основа катания на роликах. Обязательно вместе с роликами нужно покупать защиту – голени, локти, запястья и шлем. Конечно, падение лучше предотвратить, но если оно неизбежно, сделайте это правильно – колени, руки и растягиваемся по земле. Если чувствуешь, что не можешь остановиться, прыгни в траву – две минуты позора, но ты цел. Главное, не нужно боятся роликов. А то многие начитаются, что ролики – один из самых опасных видов спорта... Если все правильно делать, травмироваться шансы минимальные. В конце концов, убиться можно, вставая с дивана.

ВЛАСТЬ ИЛИ БИЗНЕС

- Челябинску элементарно нужны специализированные ровные площадки. Идеально было бы построить один универсальный «всепогодный» центр на базе брошенного промышленного помещения, где будут площадки с прокатом для роллеров, скейтеров, BMX-движения и прочего, а также развлекательная зона с кафе. Такой проект должен быть реализован властями, потому что бизнес самостоятельно не сможет организовать такое предприятие. Это будет просто невыгодно по финансам – нет массовости.

Собственно, сделать роллер-спорт массовым можно при активном участии государства, уже потом он начнет прирастать за счет коммерческих предприятий и соревнований. Уличные виды спорта неприхотливы – хватило бы отапливаемого помещения, ангара с ровным покрытием внутри. В Челябинске множество брошенных промзданий, которые наверняка можно отдать на эти цели. Остальное появится благодаря энтузиастам. А если власть найдет деньги на поддержку, будет еще лучше. Вот построен же в районе ТК «Горки» батутный центр в здании бывшего ангара...

Нужны конкретные действия по развитию всех видов спорта – сейчас есть перекосы. Громадные деньги вкладываются в одни виды спорта, а другим ничего не достается. Просто нужно дать людям возможность заниматься разными видами, а не только теми, что приносят медали и места на Олимпиаде и мировых первенствах. Ведь важнее здоровье нации в целом.  

Сергей Боровинских,
фото из группы «Роллеры Челябинска» и личного архива Дмитрия Кащея