Денис Чернятьев: Следствие – не романтика, а кропотливый сбор доказательств

Интервью
15 января 2015 года, 15:30

Следственный комитет России отмечает очередную годовщину создания ведомства. В свой профессиональный праздник южноуральские следователи подводят итоги работы за минувший год, рассказывают о реакции на последние криминальные тенденции и озвучивают планы. Что изменится в работе сотрудников Следственного комитета в ближайшее время и каких успехов им удалось добиться, Агентству новостей «Доступ» рассказал руководитель СУ СКР России по Челябинской области Денис Чернятьев.

– Денис Николаевич, давайте подведем краткие итоги 2014 года. Тяжких преступлений было много, легче работать вам не стало, но есть определенные достижения. Расскажите о них, пожалуйста.

– Год выдался напряженный. Окончено свыше 2,5 тыс. дел, основная масса которых направлена в суд. Расследовано 360 убийств, 260 причинений смертельного вреда здоровью, 105 изнасилований, 144 факта насильственных действий сексуального характера и других преступлений. Повысившийся уровень взаимодействия следователей с оперативными подразделениями обеспечил раскрываемость таких преступлений на уровне 92%. Раскрываемость половых преступлений достигла 95%. Завершено расследование порядка 200 коррупционных дел, фигурантами многих из которых стали высокопоставленные должностные лица. Создан специальный отдел процессуального контроля за расследованием таких дел. Есть успехи в расследовании налоговых преступлений. В 2014 году около 100 млн рублей возвращены в государственный бюджет.

– Следователи говорят об изменениях правил выезда на сообщения об обнаружении трупов. С чем это связано?

– Наших сотрудников сильно отвлекала от работы практика выезда на сообщения об обнаружении трупов некриминального характера. Множество людей у нас умирают от естественных причин, и государству расследовать обстоятельства их смерти не нужно. Благодаря конструктивной позиции прокуратуры и ГУ МВД по Челябинской области мы эту ситуацию преодолели. Подписан приказ, в соответствии с которым следователи будут выезжать только на сообщения об обнаружении трупов с признаками насильственной смерти.

– Не отвлекают ли следователей от сложных дел мелкие преступления? То гаишник 500 рублей отхватил, то какой-нибудь фельдшер 300 рублей. Как-то не серьезно…

– Нет, мы продолжим расследовать эти преступления. Перед законом все равны – и гаишник, и министр. Для нас нет разницы, какая сумма взятки, какой статус потенциального преступника. На сегодня коррупционные преступления чаще всего происходят в сферах, связанных с распределением бюджетных средств, управлением государственной и муниципальной собственности, земельными отношениями, образованием, здравоохранением, а также в правоохранительных органах. Очень жаль, что низкие доходы наших педагогов и врачей толкают некоторых из них на поступки, связанные с получением взяток с учеников и пациентов. Суммы тут обычно небольшие, но в ряде случаев это носит массовый характер. В правоохранительных структурах точно такие же факты, и здесь большую роль играет огромное нежелание нарушителей быть привлеченными к ответственности. Для устранения таких явлений должна вестись грамотная кадровая работа. Мы проводим анализ всех сфер, принимаем меры к устранению причин и условий, способствующих коррупции.

– А у Вас в ведомстве есть кадровая проблема? Многие ли новички остаются?

– Кадровой проблемы нет, но мы нуждаемся в хороших сотрудниках. Особенность профессии такова, что у нас работают только идейные люди. Те, кто идет в следователи ради карьеры или статуса, долго не выдерживают. Это не романтика – раскрыть и поймать преступника, а сложный и кропотливый процесс сбора доказательств, составлениея серьезнейших документов, постоянный груз ответственности за судьбы граждан. Каждое дело – это в том числе и моральный вопрос. Для следователя важно не «раскачиваться» к жалости или ненависти, а сохранять объективность. Это очень трудно, тут держатся только профессионалы, которым интересна сама работа, которые понимают цели и задачи следствия. Для этого нужен особый склад характера и отношения к делу, которые формируются годами.

– Всегда было интересно, чем занимаются следователи на пенсии. Вы как-то с ними взаимодействуете?

– Мы создали региональное отделение Российского союза ветеранов органов следствия. Это общественная организация. Туда мы принимаем следователей-ветеранов со всех правоохранительных органов. Самое главное, что есть у этих людей – это их бесценный опыт. Он не должен пропадать зря, они делятся им с молодыми специалистами, участвуют в работе аттестационных комиссий, консультируют действующих сотрудников по сложным вопросам. Даже на пенсии ветераны нам очень помогают. С большим уважением и почтением к ним относимся, стараемся не забывать и поддерживать.

– Конец 2014 года ознаменовался рядом чудовищных преступлений, жертвами которых были дети, пострадавшие от рук собственных родителей (утопленная девочка в Магнитогорске, забитый насмерть младенец в Челябинске, зарезанный матерью сын). Будет ли какая-то реакция органов следствия на данную криминальную тенденцию?

– Раньше в нашем обществе дети были неприкосновенными, теперь моральные пороги у многих взрослых утрачены. Преступления против детей получают все большее распространение, и позиция государства на этот счет четкая – незащищенных граждан нужно защитить. Мы формируем комплексную реакцию на ситуацию. Ведем работу по активизации роли комиссий по делам несовершеннолетних в каждом районе, чтобы они, в том числе, контролировали работу всех компетентных органов – полиции, участковых, прокуроров, соцработников, которые осуществляют надзор за неблагополучными семьями и трудными подростками. Эта работа не должна выполняться формально. Политика Следственного комитета направлена на то, чтобы исключить возможность того, чтобы ребенок стал жертвой преступления. Именно поэтому мною принято решение направлять следователей на все случаи безвестного исчезновения детей. Мы организовали взаимодействие с правительством региона и омбудсменом в вопросах профилактики. В 2015 году мы запланировали навестить все детские дома и социальные приюты, чтобы провести профилактические мероприятия. В прошлом году мы вошли в состав комиссии по делам несовершеннолетних. Собираемся продолжить работу с волонтерскими организациями, выходить в школы. У нас создана и работает горячая линия «Ребенок в опасности». Позвонив на номер 123, граждане могут круглосуточно сообщать о преступлениях в отношении детей. Мы проверяем и контролируем все такие факты.

– Минувший год также запомнился убийствами криминальныйх авторитетов. Они вызвали большой резонанс. Вы их активно расследуете, или это неплохо, что криминальные авторитеты сами друг друга ликвидируют?

– Такое отношения для нас недопустимо. Любое убийство надо раскрывать как можно быстрее. Сложность в том, что окружение людей из этой среды неохотно сотрудничает с правоохранительными органами. Мешает криминальная субкультура. Кроме того, подобные преступления носят спланированный характер. Их сложнее раскрывать, но при нормальной организации работы это возможно. Мы делаем все, что можем.

– Сегодня у Вас профессиональный праздник. Какую роль он играет для Вас?

– Грядущий праздник очень важен для нас, так как Следственный комитет создавался при нас, нашими же руками. 15 января 2011 года – это историческое событие, в России появился независимый следственный орган. Мы стали работать эффективнее. За это время мы практически создали новое государственное ведомство, которое занимает серьезные позиции в правоохранительном блоке. Нам приходилось работать в сложных условиях, ведь реформа не закончена и это требует от сотрудников значительных сил. Но у нас работают крепкие ребята и девушки. Со всеми вызовами времени мы справляемся успешно. Хотелось бы всем пожелать здоровья, семейного благополучия, уверенности в завтрашнем дне, и низко поклониться ветеранам, которых мы помним и уважаем. Благодарим членов семей наших сотрудников за терпение и поддержку. Постараемся сделать так, чтобы мужья и жены почаще бывали дома и пораньше возвращались с работы. Также благодарим наших коллег из правоохранительных органов, прокуратуры и суда за совместную работу и помощь.

Ольга Плеханова