День памяти и скорби: южноуральские ветераны вспоминают, где их застала война

Общество
22 июня 2014 года, 10:25

Германия атаковала Советский Союз на рассвете 22 июня 1941 года – немецкие войска нанесли внезапный удар на протяжении всей границы и за две недели уничтожили 28 красноармейских дивизий. На защиту Родины поднялась вся страна, в том числе более 1 млн жителей Челябинской области. К 73-й годовщине начала Великой Отечественной войны Агентство новостей «Доступ» публикует воспоминания южноуральских ветеранов о том, где их застала война.

ПОД ЛОПАТКОЙ УБИТОГО ОФИЦЕРА ТРЕПЕТАЛО СЕРДЦЕ

Ветеран войны Николай Плюснин попал на войну в 17 лет – через месяц после дня рождения молодой человек уже ехал на фронт в вагоне поезда. Он сражался на третьем Украинском фронте, прошел Чехословакию, Венгрию, Румынию, Австрию и закончил войну в 1947 году на территории Югославии.

«Я служил в разведроте десантных войск – наше подразделение забиралось в тыл к противнику, узнавало все необходимое и возвращалось с докладом. Мы старались не показываться, но видеть все», – рассказывает ветеран.

Южноуралец вспоминает, что однажды, когда бригада отбила танковую атаку, начальник штаба поручил ему передать донесение. «Когда пошел – увидел молодого офицера, который прибыл к нам только неделю назад: он лежал лицом вниз, его лопатка была оторвана, а под ней было видно, как трепещет сердце. В общем, ощущения не из лучших», – говорит Николай Плюснин, добавив, что лично ему война ничего доброго не принесла.

«НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ МЕНЯ БОМБИЛИ...»

Ветеран войны Федор Свиченко рассказал, что для него военные действия начались с обороны Москвы в 1941 году. «На третий день войны меня уже бомбили в силовом цехе металлургического завода. Спустя сутки авиация уничтожила дом, где мы жили, а в нем были люди. Я домкратом освобождал раненых и больных, вытаскивал тела погибших из-под развалин», – рассказывает Федор Свиченко.

Через неделю после начала Великой Отечественной его мобилизовали в Тамбовское пехотное краснознаменное училище. «Потом были Ельня, Курская битва, Киев и Житомир, где меня тяжело ранили. Я восемь месяцев пролежал в госпитале, а потом был направлен домой», – вспоминает ветеран. 

Когда фронтовик служил в составе третьей десантной танковой армии под руководством генерала Павла Рыбалко, ему часто приходилось встречаться с врагом лицом к лицу. «Мы прыгали с парашютом и сопровождали танковые войска, защищая их от немецких фаустников», – рассказал фронтовик.

После войны Федор Свиченко окончил институт и отправился поднимать Урал.

«ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР ВСТРЕТИЛ ВОЙНУ ДОСТОЙНО»

Южноуралец Петр Ситников начал войну в Балтийском море, на эсминце «Дзержинский». «В одиннадцать вечера 21 июня мы были предупреждены о возможном нападении – позвонил командующий военно-морским флотом Николай Кузнецов и объявил готовность № 1. Поэтому военно-морской флот Советского Союза встретил войну достойно», – рассказал 93-летний ветеран.

По словам Петра Ситникова, первые два дня советский флот не имел потерь. Однако 24 июня у берегов Румынии погибло судно «Москва» (Черноморский флот). Линкор «Марат» был в Таллиннском рейде, попал под авиационную бомбежку и обстрел тяжелой артиллерии – погибло до 30% личного состава, но судно удалось спасти и доставить в Ленинград.

Судно Петра Ситникова погибло 14 мая 1942, подорвавшись на мине.

 «ВОЙНА НАЧАЛАСЬ, КОГДА МЫ ШЛИ ЗА ПРОДУКТАМИ»

Для ветерана труда Бориса Гиндзбурга война началась в 16 лет. «Летом в 1941 году я гостил у тети в Бобруйске (Белоруссия). Утром 22 июня мы с дядей пошли в город за продуктами, а к 17.00 начались авиационные бомбежки. Все это было неожиданно, мы не знали, куда деваться, потому что рядом взрывались снаряды и были слышны выстрелы. Через несколько дней сообщили, что на город летит 250 бомбардировщиков, поэтому мы ушли из города и пересекли Березину – следом за нами наступали немцы», – рассказывает Борис Гиндзбург.

Семья ветерана долго шла по лесам, а потом на поездах добралась до Воронежской области. Здесь молодой человек устроился работать – парни разгружали вагоны с военной продукцией и переправляли ее на склады. Осенью 1941 года начались бомбежки – пришлось снова вывозить все имущество.

«Когда закончилась зима, местный командир собрал нас и приказал разбегаться, потому что военкомат разбомбили, а начальство уехало», – вспоминает Гиндзбург.

Через некоторое время ветеран прибыл в южноуральскую столицу и устроился на Челябинский тракторный завод, где проработал 30 лет.

ОДИН ДЕНЬ С ДРУГИМ НЕ СРАВНИВАЛИ

Николая Новокрещенова война настигла, когда он, еще подросток, проходил подготовку в ремесленном училище. «Настроение у нас было такое, недоуменное: “Как это Германия решилась на Советский Союз напасть”», – рассказывает он.

В сентябре 1943 года южноуральца призвали в армию. Николай Новокрещенов начал воевать под Ковелем (Украина). «На войне бывало и туго, и радостно – один день с другим не сравнивали», – отметил Новокрещенов, добавив, что прошел всю Польшу – освобождал Томашов, Седлец, Лодзь, Варшаву, а потом Германию.

«ОТЕЦ ПОГИБ В КЕРЧИ, И МЫ С МАТЕРЬЮ ОСТАЛИСЬ ОДНИ...»

Ветеран Альберт Семенов в боевых действиях не участвовал, а пришел в Берлинский авиационный бомбардировочный полк в июне 1945 года, до этого получал образование в школе механиков «Красные казармы». День Победы он встретил в Челябинске.

«Во время войны нам было тяжело – мы жили вдвоем с матерью, потому что отец ушел на фронт в августе 1941 года и погиб в Керчи», – рассказал ветеран Альберт Семенов, добавив, что последнее письмо от отца пришло 2 мая 1942 года. 

Сергей Боровинских,
фото, видео Сергея Подолия