ВАЖНО. Что делать, если страховая навязывает услуги при оформлении полиса ОСАГО

Общество
3 июня 2014 года, 14:07

Южноуральские автомобилисты продолжают жаловаться на навязывание дополнительных платных услуг при оформлении полисов ОСАГО. Как защитить свои права в подобной ситуации и на какие законы опереться, разъяснили в Управлении Роспотребнадзора по Челябинской области. Подробности – в материале Агентства новостей «Доступ».

Многочисленные жалобы на действия страховых компаний начали поступать в Роспотребнадзор с июня 2013 года. Автовладельцы сообщали, что им отказывали в оформлении полиса ОСАГО без приобретения дополнительной услуги, например, договора страхования жизни или здоровья.

Как рассказали в Роспотребнадзоре, согласно статье 1 федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор ОСАГО является публичным.


Публичный договор – договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (статья 426 Гражданского кодекса РФ).


Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик не вправе отказать автовладельцу, если он обратился с заявлением о заключении договора ОСАГО и предоставил все необходимые документы.


Согласно пункту 2 статьи 16 закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг.


Если автовладельцы столкнулись с подобной ситуацией, им необходимо обратиться в страховую компанию с письменным заявлением заключить договор ОСАГО (образец заявления можно скачать ЗДЕСЬ). Данное заявление следует оформить в двух экземплярах, один из которых вручить страховщику.

В случае отказа автомобилист, основываясь на части 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных убытков. При этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ).

ЕСЛИ УСЛУГУ УЖЕ НАВЯЗАЛИ

Автовладельцы, которые воспользовались при заключении договора ОСАГО ненужной им дополнительной платной услугой, могут расторгнуть такой договор по соглашению сторон (статья 450). При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное (статья 958).

Однако если страховая компания обусловила заключение договора ОСАГО обязательным заключением иного вида договора, при этом у автовладельца имеются доказательства данного факта, причиненные убытки возмещаются исполнителем в полном объеме (статья 16 закона РФ «О защите прав потребителей»).

Отказ от дополнительной услуги следует оформить соответствующим заявлением в двух экземплярах, один из которых вручить страховщику (образец заявления можно скачать ЗДЕСЬ).

В случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, автовладельцы вправе обратиться в суд. К исковому заявлению необходимо приобщить доказательства нарушения права истца на свободный выбор услуг при заключении договора ОСАГО. В соответствии с пунктом 5 статьи 40 закона «О защите прав потребителей» южноуральцы могут привлечь Управление Роспотребнадзора для дачи заключения.